АРХИВНЫЙ САЙТ. Информация не является актуальнойИнзенский район Ульяновской области |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск по сайту |
Итоги работы по развитию института оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за 2017 годВ 2017 году на территории Ульяновской области была проведена следующая работа по развитию и совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ). I. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере оценки регулирующего воздействия.
1.1. Принят приказ Министерства развития конкуренции
1.2. В августе принято участие в опросе, организованном Министерством
экономического развития Российской Федерации, 1.3. В сентябре текущего года в рамках межрегионального взаимодействия был рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 26.3.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разработанный Министерством экономического развития Хабаровского края. Подготовлено и направлено разработчику мнение Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.
1.4. С 16 октября на площадке
ресурса ООО «Консультантплюс Ульяновск» организован опрос субъектов правоотношений и граждан Ульяновской области на предмет
выявления и ликвидации «точек торможения», содержащихся в региональном законодательстве, - нормы права, тормозящие действия, направленные на простое и эффективное достижение интересов участниками правоотношений и обществом в целом; - избыточные и противоречивые нормы права; - нормы права, мешающие ведению добросовестной предпринима-тельской деятельности; - неурегулированность правовых ситуаций, приводящая к риску их неоднозначной оценки надзорными органами и субъектами правоотношений; - нормы права или их отсутствие (пробелы в правовом регулировании), препятствующие эффективному разрешению конечных задач адресатами регулирования.
Опрос продлится
до 15.12.2017.
Информация о проведении опроса направлена заинтересованным организациям (6 тысяч
адресатов), размещена II. Взаимодействие с федеральным центром.
2.1. В январе - феврале пролонгирован договор с ООО
«Научно-производственный центр «Бизнес Автоматика» по сопровождению регионального
портала Ульяновской области (regulation.ulgov.ru)
2.2.
В
феврале делегация Ульяновской
области приняла участие в работе Всероссийской
конференции «Реформа
государственного управления: региональный аспект», организованной Министерством
экономического развития Российской Федерации в городе Светлогорск Калининградской
области. В ходе мероприятия обсуждались различные аспекты
совершенствования регуляторной политики. Также были представлены результаты
ежегодного рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия среди
субъектов Российской Федерации
2.3. В марте Ульяновская
область приняла участие в дебютном проведении конкурса в рамках Международной
премии по оценке регулирующего воздействия (The Global RIA Awards), организованной
Всемирным банком с целью стимулирования развития института ОРВ
От Ульяновской
области для участия в конкурсе было представлено заключение об оценке
регулирующего воздействия на проект Закона Ульяновской области «О внесении
изменений в статью 2.1 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых
вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на
территории Ульяновской области», предусматривающий установление
дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной
продукции, в том числе
В июле по результатам
участия в конкурсе заявка Ульяновской
области получила высокую оценку экспертов как лучшая практика проведения ОРВ, содержащая инновационные подходы в проведении публичных
консультаций
2.4. В мае сотрудники отдела ОРВ
ознакомились с материалами видеотрансляции
семинара Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок по теме:
«Использование модели стандартных
издержек как инструмента сокращения административных издержек», который
продолжил серию экспертных мероприятий по регуляторной политике. Изучен международный
и российский опыт использования в оценке регулирующего воздействия модели
стандартных издержек, перспективы
2.5. В июне сотрудниками
отдела ОРВ принято участие в работе
В ходе сессии рассматривались
основные тенденции развития института ОРВ в субъектах Российской Федерации,
проблемы внедрения данного механизма на муниципальный уровень, были представлены
примеры лучших практик, озвучена необходимость применения Методики оценки
стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической
деятельности, а также использования единого Интернет-ресурса
2.6. В октябре принято участие
в работе Всероссийского форума «Оценка
регулирующего воздействия - путь к умному регулированию», организованного при
поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации (Московская
область, г. Красногорск - 7). На пленарном заседании форума начальник отдела
ОРВ Копыльцова Я.Б. выступила 2.7. В ноябре начальником отдела ОРВ Копыльцовой Я.Б. принято участие в семинаре «ОРВ в исполнительной и законодательной ветвях власти на региональном уровне: российский и международный опыт», организованного НИУ «Высшая школа экономики» совместно с фондом Центр стратегических разработок, г. Москва.
2.8. С целью
совершенствования процедуры ОРВ на территории региона в течение года осуществлялось
взаимодействие с сотрудниками
Министерства экономического развития Российской Федерации. Организованы встречи
Министра развития конкуренции и экономики Ульяновской области с директором Департамента
оценки регулирующего воздействия Живулиным В.А., заместителем директора Департамента оценки
регулирующего воздействия Злобиным В.Е., в ходе которых обсуждались актуальные
тенденции и проблемы развития института ОРВ, вопросы внедрения в Ульяновской
области комплексной программы обучения
2.9. В течении года сотрудниками
Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области на
систематической основе велась работа III. Практическая деятельность по ОРВ и экспертизе. 3.1. Проведение ОРВ проектов нормативных правовых актов Ульяновской области (далее - НПА). За отчётный период Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области подготовлено 62 заключения по ОРВ: - 47 заключений получили положительную оценку (75,8%), - 15 заключений - отрицательную оценку (24,2 6%). Структура количества подготовленных заключений по видам актов: - на проекты постановлений подготовлено 45 заключений (72,6%), - на проекты законов - 10 заключений (16,1%), - на проекты ведомственных приказов - 7 заключений (11,3%).
При этом наибольшее количество отрицательных заключений получили проекты Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и регионального Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов (по 4 НПА): Все проекты, получившие по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательные заключения, не были приняты либо были доработаны с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.
В целом за
2017 год по результатам оценки регулирующего воздействия проектов НПА, поступивших в Министерство развития
конкуренции и экономики Ульяновской области для подготовки заключений, экономия
средств субъектов предпринимательской деятельности составила порядка 356 млн. рублей, экономия средств областного бюджета Ульяновской
области и (или) эффективное их перераспределение -
Для
сравнения: за 2016 год
было подготовлено 70 заключений,
Таким образом, в
2017 году отмечено сохранение доли
отрицательных заключений по ОРВ в их общем количестве. Снижение общего
количества подготовленных заключений связано с сужением сферы проведения ОРВ Примеры отрицательных заключений: 1) Проект Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области»
Проектом
определялось, что на территории Ульяновской области
- в нежилых помещениях многоквартирных домов,
включая встроенные (встроенно-пристроенные) нежилые помещения, и в пристроенных
- в помещениях нежилых зданий, расположенных во дворах многоквартирных домов, если вход и (или) выход в соответствующие помещения для потребителей организованы со стороны подъездов прилегающих многоквартирных домов. В рамках подготовки заключения были проведены: качественные публичные обсуждения (в том числе 5 совещаний с представителями депутатского корпуса и руководителями крупных торговых сетей Ульяновской области); анализ предлагаемого регулирования и основных групп участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка влияния проекта на конкуренцию; анализ альтернативного варианта решения проблемы; мониторинг законодательства иных регионов в данной сфере; оценка рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий. В рамках проведения публичных обсуждений поступило существенное количество отзывов от заинтересованных лиц, большинство из которых содержало позицию о нецелесообразности введения дополнительного ограничения розничной продажи алкогольной продукции, ввиду высокой степени риска не достижения данным вариантом решения проблемы (распитие алкогольной продукции во дворах многоквартирных домов) целей регулирования, заявленных разработчиком акта, а также возникновения значительных финансовых издержек как у субъектов предпринимательской деятельности, так и у областного бюджета Ульяновской области. Кроме того, в ходе ОРВ было выявлено, что, в результате введения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции: - более 1000 человек лишатся рабочих мест (по оценке экспертов);
- потери субъектов предпринимательской
деятельности составят - по оценочным данным потери бюджета от недополучения налоговых поступлений по НДФЛ составят порядка 20 млн. рублей, по прочим налогам - около 60 млн. рублей (без учёта акцизов). В итоге установлено, что проект акта способствует возникновению определённого положительного социального эффекта, однако содержит ряд положений, способствующих возникновению необоснованных расходов средств субъектов предпринимательской деятельности и областного бюджета Ульяновской области.
2) Проект постановления Правительства Ульяновской
области
Проектом акта устанавливались требования
к проектам вывесок - расширялась область применения НПА на объекты культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленные объекты культурного наследия и здания, находящиеся в границах территорий достопримечательных мест; - корректировался период согласования проекта вывесок, который должен составлять 30 календарных дней (ранее данное положение указывалось размыто - 20 дней без указания измерения в календарных или рабочих днях). В ходе ОРВ в качестве основного замечания к проекту акта отмечено отсутствие переходных положений: так как проектом вводились новые требования к проектам вывесок, размещаемым на объектах культурного наследия, у субъектов предпринимательской деятельности могли возникнуть трудности при приведении их в соответствие указанным нормам. Данное предложение было учтено разработчиком акта.
3) Проект постановления Правительства Ульяновской
области
Проект
разработан в соответствии с Законом Ульяновской области
Согласно проекту
акта субсидии могли предоставляться на возмещение части затрат
на производство фильма (части фильма), произведённых
Однако при рассмотрении
проекта было выявлено, что остался неясен механизм определения и подтверждения
"территориальной" привязки затрат По результатам оценки были даны следующие замечания и рекомендации:
- рассмотреть возможность установления
предельного размера субсидий - уточнить понятийный аппарат и конкретизировать отдельные положения проекта акта для устранения неоднозначности толкования предлагаемых норм; - установить ряд критериев, позволяющих оценить "художественную ценность" конечного фильма, как одно из условий для возврата субсидий. На основании вышеизложенного установлено, что проект акта содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов областного бюджета Ульяновской области.
4) Проект
Закона Ульяновской области «О внесении изменения
Проектом акта
вносилось изменение в статью 2 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 №
130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», предусматривающее увеличение
ставок транспортного налога - автомобилям легковым с мощностью двигателя - свыше 200 л.с., - мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя - свыше 35 л.с., - автобусам с мощностью двигателя - свыше 200 л.с., - снегоходам и мотосаням с мощностью двигателя - свыше 50 л.с.,
-
катерам, моторным лодкам и другим водным
транспортным средствам
- яхтам и др. парусно-моторным судам с мощностью двигателя - свыше 100 л.с., - гидроциклам с мощностью двигателя свыше 100 л.с. В целом ставки транспортного налога по указанным объектам налогообложения планировалось увеличить от 1,08 до 2 раз. В процессе проведения ОРВ выявлены следующие риски решения проблемы предложенным способом регулирования:
-
в сферу действия проекта акта попадут убыточные предприятия,
осуществляющие перевозки пассажиров автобусами, например,
- вводимое регулирование затронет
интересы организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, тарифы на которые не
регулируются государством, что может вызвать лоббирование повышения тарифов - доля транспортного налога в объёме ассигнований дорожного фонда составляет 20%, в связи с чем, существуют опасения, что данных средств будет недостаточно для приведения в удовлетворительное нормативно-техническое состояние автомобильных дорог общего пользования, так как планируемая сумма позволит увеличить областной дорожный фонд лишь на 1,4%.
В качестве основного предложения по проекту акта была отмечена
необходимость исключения из текста положения об увеличении ставок
транспортного налога для объектов налогообложения "автобусы с мощностью
двигателя свыше 200 л.с." в целях минимизации рисков повышения тарифов
Впоследствии разработчиком акта указанные предложения и замечания были учтены.
5) Проект
приказа Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области «Об утверждении изменений в
территориальную схему обращения Проектом акта в действующую территориальную схему вносились следующие изменения:
- корректировалось общее расчётное количество
контейнеров и бункеров - уточнялись перспективные объекты по обработке и размещению отходов; - уточнялись схемы движения ТКО; - корректировались зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.
Необходимо
отметить, что приказ Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26.09.2016
№ 28-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твёрдыми коммунальными отходами
Решением Областного
суда Ульяновской области от 02.06.2017 действующая редакция приказа признана
недействительной. Данное решение обусловлено отсутствием включения в
территориальную схему обращения Как альтернативный и наиболее оптимальный вариант решения проблемы было предложено приостановить утверждение проекта акта до момента принятия судом окончательного решения, а также рассмотреть замечания, поступившие от заинтересованных лиц в процессе проведения публичных обсуждений проекта акта.
Так в рамках
проведения публичных обсуждений проект направлялся - предусмотреть в территориальной схеме строительство мусороперегрузочных станций в ряде муниципальных образований региона;
- ввести новую
зону деятельности регионального оператора Таким образом, проект акта признан содержащим положения, способствующие введению избыточных запретов и ограничений для субъектов предпринимательской деятельности.
6) Проект постановления Правительства Ульяновской
области
По мнению
разработчика акта, в настоящее время на территории Ульяновской области
отсутствуют условия для формирования конкурентоспособного кластера внутреннего
и въездного туризма региона. В ходе ОРВ установлено, что альтернативным вариантом решения проблемы могло стать предоставление налоговых льгот соразмерно понесённым затратам хозяйствующими субъектами на реализацию туристских инфраструктурных проектов. При этом данный вариант является наиболее оптимальным для уже реализованных или реализуемых проектов, так как возмещение затрат происходит с отсрочкой по времени. На основании проведённой оценки разработчику был дан целый ряд рекомендаций по проекту акта: - предложено уточнить понятие "туристский проект", так как отсутствие определения в федеральном и региональном законодательстве создаёт правовую неопределённость положений рассматриваемого регулирования; - использовать единый термин для понятий "туристский инфраструктурный проект" и "туристский проект" в целях исключения неоднозначного толкования указанных норм;
- скорректировать
понятийный аппарат проекта в части определения хозяйствующих субъектов,
осуществляющих деятельность в сфере туризма, - уточнить механизм действий уполномоченного органа в случае поступления только одной заявки на включение в реестр - заявка будет одобряться автоматически и подлежать возмещению 100% понесённых затрат (исходя из формулы расчёта субсидий) или конкурс будет признан несостоявшимся; - рассмотреть целесообразность введения пункта о необходимости корректировки сметы расходов, а также пересмотреть критерии конкурсного отбора, так как ряд критериев являются в значительной степени субъективными и указанные показатели не находят объективного подтверждения на практике (организационно-технические возможности субъекта туристкой индустрии; наличие у субъекта туристкой индустрии партнёров по реализации туристского проекта, степень их участия в повышении эффективности реализации туристского проекта; степень и качество информационного сопровождения реализации туристского проекта); - установить минимальное пороговое значение баллов при проведении конкурсного отбора в целях повышения качества отбираемых проектов;
- установить предельный размер получения
субсидий одним заявителем,
- уточнить, как
заявитель должен обеспечить "наличие обязательства субъекта туристской
индустрии обеспечить реализацию туристского проекта
- пояснить
сколько заявок может быть признано победителями
- скорректировать
срок реализации проекта и расходования средств субсидий, так как предлагаемый
срок (до 20.12.2017) является недостаточным Таким образом, с учётом множества выявленных замечаний установлено, что проект акта нуждается в существенной доработке, так как содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов областного бюджета Ульяновской области.
7) Проект Закона
Ульяновской области «О внесении изменения
Проект акта был направлен
на увеличение количества создаваемых рабочих мест для инвалидов на предприятиях
(организациях) Ульяновской области и предусматривал внесение изменений в Закон
Ульяновской области - работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более 100 человек - 3% от среднесписочной численности работников; - работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 101 человек - 4% от среднесписочной численности работников.
Проект акта предполагал создание
дополнительно1596 квотируемых рабочих мест для инвалидов, в том числе 591
рабочее место у субъектов малого предпринимательства. Однако в ходе проведения
ОРВ были выявлены риски недостижения поставленных целей регулирования,
связанные с наличием определённой доли работодателей уклоняющихся от создания
рабочих мест
Так при средней стоимости аттестации
рабочего места (по данным
Кроме того, в рамках проведения
дополнительного публичного обсуждения проекта акта с крупными организациями
(предприятиями) Ульяновской области с численностью работников свыше 500
человек, установлено, что в большинстве таких организаций в настоящее время
количество созданных рабочих мест для инвалидов (трудоустроенных инвалидов) в
несколько раз превышает установленные размеры квот,
С учётом результатов мониторинга
законодательства субъектов Российской Федерации и наличием неиспользованного
резерва рабочих мест для инвалидов альтернативным вариантом решения проблемы
является сохранение ситуации "статус-кво". При этом следует
усилить работу
8) Проект постановления
Правительства Ульяновской области Проект разработан в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований федерального и регионального законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В ходе проведения ОРВ был отмечен ряд
несоответствий (недоработок) рассматриваемого проекта акта положениям Порядка
организации - в проекте не нашёл отражения механизм использования при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверочных листов (списков контрольных вопросов);
- в перечень объектов проверок не
включены физические лица (разработчику
предложено рассмотреть опыт отдельных субъектов РФ, - не предусмотрены требования, согласно которым при осуществлении регионального государственного надзора осуществляется государственный контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- не предусмотрены требования по
размещению на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области
сведений о результатах плановых и внеплановых проверок, ежегодных докладов об
осуществлении - не нашла отражения возможность внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок. Таким образом, проект акта требовал существенной доработки.
9) Проект Закона Ульяновской области «О внесении
изменения Согласно проекту Закона обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и трудоустройства на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приёма на работу инвалидов.
По сведениям разработчика акта, в
настоящее время 1152 организации Ульяновской области с численностью работающих
более 35 человек подали сведения в органы службы занятости населения об
установлении квоты Согласно статистическим данным в регионе наблюдается тенденция ежегодного сокращения как общей численности инвалидов трудоспособного возраста (снижение за 3 года составило 10%), так и количества работающих инвалидов (снижение за аналогичный период составило 19,8%). Вместе с тем доля работающих инвалидов от общего количества инвалидов трудоспособного возраста остаётся практически неизменной (за период с 2014 года по 6 месяцев 2017 года - порядка 25%).
По мнению ряда субъектов предпринимательской
деятельности, существует определённая проблема с трудоустройством инвалидов,
обусловленная отсутствием у них необходимых квалификационных навыков Таким образом, с учётом большого количества отрицательных отзывов, поступивших в рамках публичных обсуждений, в заключении об ОРВ был сделан вывод, что проект акта содержит положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности. Разработчику акта было предложено рассмотреть альтернативный вариант решения проблемы. 3.2. Проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов Ульяновской области.
В
2017 году согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов
Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и
инвестиционной деятельности, проведена экспертиза
1)
В
апреле подготовлено отрицательное
заключение об экспертизе приказа Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016
№ 01-од С целью проведения оценки эффективности норм действующего приказа проведён анализ статистических данных по правонарушениям в сфере благоустройства. Выявлено, что за период 2014-2016 годов к административной ответственности было привлечено 775 субъектов предпринимательской деятельности, что составляет 16% от общего количества субъектов, привлечённых к ответственности. При этом разработчиком отмечается ежегодная тенденция к сокращению правонарушений в сфере благоустройства со стороны субъектов предпринимательской деятельности, обусловленная повышением уровня ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
Также в ходе экспертизы проведён
мониторинг законодательства
В Ульяновской области на основании
Закона Ульяновской области
По итогам экспертизы приказа установлено,
что, несмотря на то,
Впоследствии предложение было учтено
разработчиком: на основании приказа Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
от 29.05.2017
2) В июле подготовлено отрицательное заключение об
экспертизе постановления Правительства Ульяновской области от 30.08.2011 №
417-П «О мерах по реализации
Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ
Рассматриваемый
акт был разработан в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от
21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений
В ходе анализа
текущей ситуации было установлено, что за время действия регулирования, начиная
с 01.09.2011, уполномоченным органом выдано 8911 разрешений на осуществление
деятельности на территории Ульяновской области по перевозке пассажиров и багажа
легковым такси. Учитывая, что больше половины разрешений по заявлению перевозчика прекращают своё действие досрочно, было признано, что выдача разрешений на безвозмездной основе приводит к дополнительным расходам областного бюджета Ульяновской области. Таким образом, установление платы за выдачу разрешения в размере, не превышающем экономически обоснованных затрат, было бы целесообразно.
Изучив
опыт субъектов РФ в данной сфере регулирования, установлено, что в большинстве
субъектов порядками предусмотрено взимание платы
Кроме того, в ходе мониторинга регионального
законодательства выявлено, что в
субъектах РФ используются различные подходы
По информации участников публичных обсуждений, выявлено,
что зачастую граждане, осуществляющие незаконную деятельность по перевозке
пассажиров и багажа легковыми такси, привлекаются к административной
ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, которая влечёт наложение
административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. В целом по результатам проведения экспертизы было рекомендовано: - рассмотреть возможность установления платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения, переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ульяновской области, установив при этом переходный период введения нормы не ранее 01.01.2018; - разработать механизм досрочного прекращения действия разрешения; - выступить с законодательной инициативой в части увеличения минимального размера указанного административного штрафа.
3) В сентябре подготовлено положительное заключение об
экспертизе отдельных положений
постановления Правительства Ульяновской области от 22.12.2011 № 632-П «Об
утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию
занятости населения»
В рамках
рассматриваемого регулирования средства областного бюджета Ульяновской области
направляются на предоставление субсидий
В ходе
проведения публичных обсуждений проекта акта были получены положительные
отзывы Агентства по развитию человеческого потенциала По итогам экспертизы установлено, что рассматриваемое регулирование не содержит положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Ульяновской области. На основе анализа представленных информационно-аналитических материалов, мнений участников публичных консультаций и адресатов регулирования, а также изучения опыта субъектов Российской Федерации рекомендовано сохранить данную меру государственной поддержки.
Однако с
учётом требований действующего законодательства рекомендовано скорректировать
нормы положений акта в соответствии 4) В октябре подготовлено отрицательное заключение об экспертизе приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области».
Рассматриваемый приказ был разработан в соответствии с Федеральным
законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации», Законом Ульяновской области от
30.11.2011 № 208-ЗО «О некоторых вопросах регулирования торговой деятельности
на территории Ульяновской области» и направлен
В настоящее время на территории региона действует порядка 2089 НТО.
При этом прирост количества НТО за 2016 год составил 105 единиц В рамках проведения экспертизы был выявлен ряд положений, имеющих неоднозначное толкование, что приводило к ряду негативных последствий: - злоупотребление со стороны хозяйствующих субъектов в части получения конкурентных преимуществ; - возможность легализации незаконно установленных НТО; - невозможность изъятия места под размещение НТО из схемы.
Данная ситуация приводила к необоснованным расходам субъектов
предпринимательской деятельности, а также снижала общую эффективность
государственного управления в сфере размещения НТО. Кроме того, - установления предельно возможного размера площади размещаемого НТО и ограничения размера сдачи в аренду площади НТО (не более 50%); - предусмотрения механизма невозможности легализации мест размещения НТО, установленных с нарушением законных требований, в том числе невозможности смены вида предпринимательской деятельности;
- установления механизма размещения НТО только по результатам
проведения открытого аукциона и предоставления более широких полномочий
отдельным муниципальным образованиям в части регулирования требований
Также в целях реализации принципа «one in-one out»,
закреплённого пунктом 1.1. распоряжения Губернатора Ульяновской области от
27.10.2016 3.3. Проведение оценки фактического воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В
2017 году в соответствии с планом проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской
области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской 1) Приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29.02.2016 № 19 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области». Приказом регулируются: требования, предъявляемые к размещению НТО; порядок изъятия места размещения НТО или приостановка размещения НТО без исключения из схемы размещения НТО; порядок предоставления компенсационного места для размещения НТО; требования к внешнему виду НТО; порядок оформления договора на размещение НТО; введение платности размещения (эксплуатации) НТО в соответствии с договором на размещение НТО, заключённым без проведения открытого аукциона; порядок проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение НТО; преимущества при прекращении (расторжении) договора на размещение НТО.
В 2016 году
данный приказ проходил процедуру оценки регулирующего воздействия проекта акта
по внесению изменений и процедуру экспертизы, По результатам ОФВ разработчику акта предложено:
- рассмотреть
возможность расширения перечня видов предпринимательской деятельности,
осуществляемых по средствам НТО,
- с учётом обозначенной администрацией города
Ульяновска проблемой
2) Закона Ульяновской области от 30.11.2011 №
220-ЗО
По итогам прохождения процедуры оценки фактического воздействия было подготовлено
отрицательное заключение с предложениями
Закон разработан Законодательным Собранием
Ульяновской области
- не допускается розничная продажа алкогольной продукции
- не допускается розничная продажа алкогольной продукции
Также не допускается розничная продажа алкогольной продукции
- не осуществляется изготовление (в том числе только посредством
доведения до готовности к употреблению потребителями) продукции общественного
питания, не относящейся к алкогольной продукции - имеется менее шести столов и менее двадцати четырех посадочных мест, предназначенных для обслуживания потребителей;
- отсутствуют туалеты и раковины для мытья рук, предназначенные
Кроме того, в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.03.2017
№ 12-ЗО «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Ульяновской области
- в нежилых помещениях
многоквартирных домов, включая встроенные (встроенно-пристроенные) нежилые
помещения, и в пристроенных
- в помещениях нежилых зданий, расположенных во дворах многоквартирных
домов, если вход в соответствующие помещения В рамках проведения оценки фактического воздействия отдельных положений рассматриваемого акта в части установления дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания проведён анализ достижения заявленных целей регулирования. В качестве одной из основных целей регулирования было заявлено повышение качества обслуживания населения и культуры потребления алкогольной продукции.
По информации администраций муниципальных образований Ульяновской
области за период действия указанных ограничений поступило
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики
Проведённый анализ данных продажи алкогольных напитков в расчёте
Также анализ динамики изменения количества адресатов регулирования не
показал существенного сокращения объектов общественного питания, осуществляющих
розничную продажу алкогольной продукции, в результате введения дополнительных
ограничений (за исследуемый период закрылось С учётом выявленных факторов, был сделан вывод о низкой степени рассматриваемого регулирования и недостижения заявленных целей регулирования. Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 16 указанного федерального закона внесены изменения в части исключения возможности субъектов Российской Федерации установления дополнительных ограничений в отношении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Тем самым, действующая редакция рассматриваемого акта противоречит федеральному законодательству.
3.4. Оценка актов социальной направленности. 3.4.1. Проведение оценки социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты). За 2017 год Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области подготовлено 11 заключений по оценке социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты): 10 заключений получили положительную оценку (90,9%), 1 заключение - отрицательную оценку (9,1%). Отрицательное заключение получил проект постановления Правительства Ульяновской области «Об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, достигших возраста 45 лет».
Проектом
устанавливалось право на получение гражданам, достигшим
Предоставление
сертификатов предусматривало ежегодные расходы областного бюджета Ульяновской
области в размере 19344 тыс. рублей При этом проектом акта охватывалась доля граждан в размере не более 0,7% от числа безработных граждан. То есть в случае отсутствия данного проекта акта, при неблагоприятном развитии ситуации для адресатов регулирования, уровень безработицы останется на прежнем уровне.
Кроме
того, проектом не учитывался риск неэффективного использования средств
бюджета Ульяновской области из-за отсутствия критериев отбора заявителей на
получение сертификата. В заключении также были отмечены
-
в тексте проекта не определено, какие профессии подразумеваются - не ясен срок принятия Центром занятости решения о предоставлении сертификата.
Таким
образом, по итогам оценки установлено, что наличие проблемы 3.4.2. Проведение экспертизы социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты).
За
2017 год в соответствии с планом проведения экспертизы социально-экономической
эффективности нормативных актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы
предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты),
экспертизе подлежало 3 НПА. Фактически проведена экспертиза 4 нормативных правовых актов Ульяновской
области 1) По Закону Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», (ст. 3, часть 4). Установлено, что указанные цели и адресаты правового регулирования соответствуют приоритетам, определённым программными и нормативными правовыми документами социально-экономического развития Российской Федерации и Ульяновской области. В ходе проведения экспертизы социально-экономический эффект реализации Закона оценён как удовлетворительный, однако учитывая его крайне низкое значение, установлено, что данное регулирование нуждается в корректировке. Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области было предложено: - разработать порядок предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной частью 4 статьи 3 Закона Ульяновской области № 154-ЗО; - проработать вопрос по устранению дублирования аналогичных мер социальной поддержки многодетных семей, установленных иными региональными нормативными правовыми актами.
Кроме того, учитывая результаты соцопросов,
предложения общественных организаций и принимая во внимание тот факт, что доля
детей из многодетных семей, воспользовавшихся правом бесплатного посещения один
раз в месяц учреждений культуры и учреждений культуры и спорта, крайне мала и
составляет не более 20% и 5%
соответственно, курирующим ведомствам было предложено рассмотреть
возможность расширения перечня учреждений, оказывающих указанные меры социальной поддержки 2) По Закону Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации» (внеочередная экспертиза проведена по поручению Председателя Правительства Ульяновской области А.А.Смекалина).
Целью
рассмотрения данного акта являлся анализ эффективности предоставления мер
социальной поддержки указанной категории граждан
В целях
достижения максимального положительного социального эффекта и решения
существующих проблем в сфере соответствующего правового регулирования были
вынесены следующие предложения
- учитывая опыт
субъектов Российской Федерации, а также ввиду сравнительно низкого размера
ежегодной денежной выплаты (500 рублей)
- расширить перечень мер поддержки граждан,
страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной
ситуации, включив Таким образом, по итогам экспертизы установлено, что положения Закона не соответствуют установленным принципам правового регулирования. Заявленные при принятии акта цели правового регулирования не достигаются. Также Закон содержит положения, способствующие возникновению неэффективного использования средств областного бюджета Ульяновской области.
3)
По Закону Ульяновской области от 05.05.2011 № 73-ЗО
В
настоящее время нормы, установленные статьёй 47 Закона Ульяновской области №
73-ЗО, регулируют права лиц,
награждённых орденом Ульяновской области, знаком отличия Ульяновской области,
медалями Ульяновской области, почётными знаками Ульяновской области, и лиц,
которым присвоено почётное звание Ульяновской области и регламентирует
осуществление единовременного денежного поощрения данным лицам - награждённым орденом «За проявленное мужество» -10,0 тыс. руб.;
- награждённым знаком отличия «За заслуги перед
Ульяновской областью», медалью Почета, медалью Дружбы народов, медалью «За заслуги
- награждённым почетными знаками Ульяновской области
«За веру Среднее количество граждан, получивших награды Ульяновской области, составляет 205 человек в год, затраты бюджетных средств на осуществление единовременных выплат составляют 1195,0 тыс. рублей. Начиная с 2012 года, ежегодно в областном бюджете Ульяновской области на выплату данных единовременных денежных поощрений предусматривается сумма более 1,0 млн. рублей. Практика правоприменения показала, что по факту средств, выделяемых на указанные цели недостаточно для реализации всех положений статьи 47 рассматриваемого Закона. Размеры задолженности по годам составляют: 2012 - 76,0 тыс. руб., 2013 - 231,0 тыс. руб., 2015 - 112,0 тыс. руб., 2016 - 41,0 тыс. рублей.
При
этом с конца 2014 года наличие региональной награды является одним из оснований
для присвоения гражданину звания «Ветеран труда Ульяновской области», что даёт
им право на ряд значительных мер государственной поддержки. В связи с этим в
целях оптимизации расходов областного бюджета уполномоченный орган предложил отменить выплату награждённым лицам
всех единовременных денежных поощрений, считая, В ходе проведения экспертизы установлено, что действующее регулирование содержит ряд норм, приводящих к неэффективному расходованию средств областного бюджета Ульяновской области. Поэтому альтернативным вариантом решения проблемы недостаточного финансирования единовременных выплат в условиях дефицита бюджетных средств может служить введение ограничительной квоты по количеству награждаемых лиц в течение года. Такой вариант позволит ограничить расходы областного бюджета Ульяновской области, предназначенные на указанные цели, однако не позволит гражданам Ульяновской области, имеющим достаточный стаж и иные основания для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области», получить это звание ввиду отсутствия региональной награды, так как количество претендентов может значительно превысить квоту. В данном случае, уполномоченному органу необходимо будет предусмотреть порядок, позволяющий рейтинговать претендентов, что может вызвать социальную напряжённость среди указанной категории населения.
Учитывая, что награда сама по себе
является мерой поощрения
В случае отмены единовременных выплат
лицам, которым присвоено почётное звание Ульяновской области, экономия
бюджетных средств
Вместе с тем, по итогам экспертизы
рекомендовано рассмотреть целесообразность сохранения выплат при награждении
орденом Кроме того, учитывая опыт субъектов Российской Федерации рекомендуем дополнить действующее регулирование положениями, регламентирующими меры морального стимулирования лиц, имеющих региональные награды, и лиц, которым присвоено почётное звание Ульяновской области.
4) По постановлению
Правительства Ульяновской области Экспертиза указанного постановления была проведена с целью определения уровня достижения цели, заявленной при принятии данного регулирования. Указанным Постановлением утвержден порядок и условия предоставления мер социальной поддержки льготной категории граждан в сфере физической культуры и спорта на территории Ульяновской области в части возможности посещения один раз в месяц областных государственных учреждений, являющихся физкультурно-спортивными организациями, на льготных условиях. В соответствии с действующим Постановлением, право на получение указанной льготы имеют следующие категории граждан, проживающие на территории Ульяновской области: - дети - сироты; - дети, оставшиеся без попечения родителей; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - дети из числа многодетных семей; - дети из числа малообеспеченных семей; - дети из приёмных семей; - инвалиды; - пенсионеры. В ходе экспертизы было установлено, что предоставляемой регулированием мерой поддержки пользуется только порядка 5% граждан, имеющих на неё право. Опросы отдельных льготных категорий граждан показали, что большинство лиц, имеющих право на льготы, в рамках действующего законодательства не пользуются ею, только потому, что не владеют полной информацией о предоставляемых услугах. Кроме того, все физкультурно-спортивные организации, оказывающие соответствующие услуги, располагаются на территории г.Ульяновска, Карсунского, Николаевского и Цильнинского районов, что не позволяет воспользоваться их услугами гражданам, проживающим в иных районах. Таким образом, цель правового регулирования достигается не в полной мере, что в определённой степени снижает социальный эффект действующего Постановления. Кроме того, считаем, что действующим регулированием установлены избыточные административные процедуры в процессе предоставления мер социальной поддержки. Для достижения максимального положительного социального эффекта и решения существующих проблем в данной сфере, Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области предложено скорректировать действующее постановление, упростив порядок организации и предоставления гражданам, относящимся к льготной категории, мер социальной поддержки в сфере предоставления физкультурно-спортивных услуг. Кроме того, предложено рассмотреть возможность расширения перечня физкультурно-спортивных организаций, предоставляющих услуги на льготных основаниях, в первую очередь за счёт спортивных учреждений, расположенных в отдалённых муниципальных образованиях Ульяновской области, а также дополнить действующее регулирование положением, регламентирующим необходимость обеспечения населения Ульяновской области доступной и достоверной информацией о местонахождении учреждения, режиме работы, перечне предоставляемых услуг с указанием информации о порядке и условиях предоставления льгот.
IV. Комплекс основных (наиболее значимых) мероприятий,
направленных на формирование эффективного взаимодействия
4.1. В январе-феврале в рамках
проведения ОРВ проекта Закона Ульяновской области о регулировании некоторых
вопросов, связанных 4.2. В феврале в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области проведено совещание с представителями организаций, оказывающих социальные услуги. Рассматривались вопросы совершенствования регионального законодательства, регулирующего данную сферу. 4.3. В феврале в рамках совещания по финансово-экономическим вопросам проведён анализ результатов рейтинга качества внедрения и развития механизмов ОРВ и экспертизы в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2016 год. В работе совещания приняли участие уполномоченные органы всех муниципалитетов. Были определены основные направления развития процедур ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне на 2017 год.
4.4. В марте начальником
отдела оценки регулирующего воздействия Копыльцовой Я.Б. принято участие в
работе круглого стола по теме «Актуальные системные вопросы
развития муниципальной экономики», состоявшегося в
городе Димитровград. В ходе мероприятия
был рассмотрен вопрос «О развитии института ОРВ на территории муниципальных
образований Ульяновской области. Проблемы и перспективы развития».
4.5. В апреле референт отдела
ОРВ Егоров А.А. принял участие
4.6. В мае
принято участие в рабочем совещании при первом заместителе Председателя
Правительства Ульяновской области
4.7. В мае-июне
в рамках проведения ОФВ приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и
природных ресурсов Ульяновской области
4.8. В июне - октябре совместно с АНО ОДПО «Корпоративный
университет Ульяновской области» разработана
программа обучения 4.9. В июне в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области проведено совещание с представителями ассоциации таксистов региона в рамках экспертизы постановления Правительства Ульяновской области о порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
4.10. В июне в рамках
реализации плана по взаимодействию с бизнес-объединениями принято участие в проведении встречи с Ульяновской
Торгово-промышленной палатой по вопросам переподписания соглашения
4.11. В июле в целях
дальнейшего развития процедуры ОРВ 4. 12. В июле проведена серия кустовых совещаний со специалистами администраций муниципальных образований по актуальным вопросам проведения ОРВ и экспертизы. 4.13. В августе проведена работа с органами местного самоуправления Ульяновской области по вопросам актуализации нормативной правовой базы в сфере ОРВ и экспертизы, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований.
4.14. В сентябре -
октябре осуществлялось взаимодействие 4.15. В течение года на постоянной основе осуществлялось консультирование сотрудников исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по вопросам проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
V. Развитие института ОРВ на муниципальном уровне.
В Ульяновской области с конца 2011 года активно внедряется механизм оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) в процедуру принятия управленческих решений. Пятый год подряд наш регион занимает лидирующее положение по развитию ОРВ и получает высокую оценку со стороны федерального центра. По итогам 2017 года Ульяновская область вошла в тройку лидеров, отнесённых к «высшему уровню» рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации.
Одной из ключевых задач в сфере
внедрения и развития механизмов ОРВ
Согласно статье 5.2 Закона Ульяновской
области от 05.11.2013 В целях оказания методической поддержки муниципальным образованиям для успешного внедрения ОРВ Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области в течение 2016-2017 годов: - осуществлялась консультационная поддержка уполномоченных органов местного самоуправления по вопросам проведения ОРВ и экспертизы; - проводились выездные семинары и кустовые совещания по вопросам развития института ОРВ в муниципальных образованиях Ульяновской области;
-
работает региональная страница информационного портала Третий год подряд подведение итогов организации и проведения процедуры ОРВ в органах местного самоуправления проходит в соответствии с Методикой оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.12.2016 № 707-пр. Система используемых при этом показателей характеризует различные аспекты развития механизмов ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне и позволяет осуществить объективную оценку каждого муниципального образования Ульяновской области.
Максимальная
возможная сумма баллов по всем показателям оценки составляет 100 баллов. В зависимости от
набранных баллов ранжирование муниципальных образований Ульяновской области
производилось «Высший уровень» (от 81 до 100 баллов), «Хороший уровень» (от 61 до 80 балов), «Удовлетворительный» (от 41 до 60 баллов), «Неудовлетворительный уровень» (менее 41 балла). По итогам работы за 2017 год, как и в предыдущие 2015 и 2016 годы, набрать более 80 баллов и достичь высшего уровня не удалось ни одному муниципальному образованию Ульяновской области. Однако по итогам отчётного года до 4-х увеличилось количество муниципалитетов, отнесённых к «хорошему уровню», до 16-ти выросло число муниципальных образований, отнесённых к «удовлетворительному уровню». Соответственно, значительно сократилась группа МО, которым не удалось набрать более 41 балла, соответствующая «неудовлетворительному» уровню, при этом самый низкий суммарный бал вырос до 37 баллов. Исходя из суммарного количества набранных баллов, распределение муниципальных образований по группам произошло следующим образом.
Рейтинг
В число лидеров Рейтинга по итогам 2017 года вошли муниципальные образования «г.Димитровград», повысивший суммарный балл на 22 позиции и возглавивший рейтинг, а также «Барышский район», «Старокулаткинский район» и «Инзенский район». Необходимо отметить, что положительная динамика была отмечена по абсолютному большинству муниципальных образований. По сравнению с 2016 годом значительно улучшили свой результат Старомайнский и Чердаклинский районы (+25 баллов), Новомалыклинский район (+21балл), Сурский район (+19 баллов), Цильнинский и Павловский районы (+18 баллов), Николаевский район (+14 баллов), что позволило данным муниципальным образованиям перейти из «неудовлетворительной» группы в «удовлетворительную».
Отрицательная динамика в 2017 году была
зафиксирована у г. Ульяновск, который снизил свои позиции (- 17 баллов) и уступил «лидерство» В целом необходимо отметить, что качество реализации механизмов оценки регулирующего воздействия и экспертизы в 2017 году в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области повысилось. По сравнению с предыдущим годом выросло количество отзывов, полученных в процессе публичного обсуждения проектов муниципальных НПА и действующих муниципальных НПА, при подготовке заключений по ОРВ и экспертизе чаще используются количественные методы оценки, статистические данные. Увеличилось количество заключений, содержащих предложения и рекомендации по совершенствованию вновь принимаемых или уже действующих муниципальных НПА. Практически во всех муниципальных образованиях на постоянной основе налажена работа коллегиального совещательного органа по ОРВ (рабочей группы или консультативного совета). В целях повышения качества проведения процедуры ОРВ на уровне муниципальных образований и совершенствования процедуры нормотворчества региональным Министерством развития конкуренции и экономики планируется реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение соответствующих компетенций сотрудников органов местного самоуправления. В настоящее время в качестве первого этапа Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области разработана обучающая программа по направлению «Оценка регулирующего воздействия» для повышения квалификации специалистов, работающих в данном направлении. Указанная программа будет способствовать внедрению принципов, так называемого, «умного регулирования», что в конечном итоге позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений, как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Обучение будет проходить на базе АНО развития кадрового потенциала «Корпоративный университет Ульяновской области» начиная с мая 2018 года.
|
Поиск по сайтуСсылки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||