Поиск по сайту

Итоги работы по развитию института оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области за первое полугодие 2018 года

В I полугодии 2018 года на территории Ульяновской области была проведена следующая работа по развитию и совершенствованию механизма оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ).

I. Совершенствование нормативной правовой базы
 в сфере оценки регулирующего воздействия

1. В целях совершенствования процедуры оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области, издан приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области «Об утверждении формы сводного отчёта о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, формы заключения об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и примерного перечня вопросов по проекту нормативного правового акта Ульяновской области» № 04-88
от 14.02.2018.

Данным приказом утверждена новая редакция типовых форм документов в сфере проведения оценки регулирующего воздействия. Изменения направлены на упрощение формы сводного отчёта о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и уточнение отдельных положений формы заключения об оценке регулирующего воздействия и примерного перечня вопросов о проекту нормативного правового акта Ульяновской области.

2.                Принят указ Губернатора Ульяновской области от 02.04.2018 №36 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ульяновской области от 02.05.2012 №42 и постановление Губернатора Ульяновской области от 02.05.2012 №43».

Внесённые изменения связаны с совершенствованием процедуры оценки регулирующего воздействия на территории Ульяновской области и направлены на установление ответственности государственных гражданских служащих в Правительстве Ульяновской области и исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, возглавляемых Правительством Ульяновской области, а также лиц, замещающих отдельные государственные должности Ульяновской области, за несоблюдение порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

3.                Разработан и проходит процедуру согласования в установленном порядке проект постановления Правительства Ульяновской области
«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 16.12.2013 № 607-П».

Вносимые изменения направлены на совершенствование процедуры проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, её оптимизации и применения разработчиками нормативных правовых актов.

II. Взаимодействие с федеральным центром.

1. В марте принято участие в открытом методическом вебинаре по вопросам обеспечения единого подхода при осуществлении процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов актов, затрагивающих вопросы социально-экономического развития регионов, организованном Министерством экономического развития РФ.

2. 29.03.2018 принято участие в экспертном семинаре «Стандарты доказывания необходимости регулирования: международный опыт и перспективы внедрения в России», организованном Центром стратегических разработок совместно с Высшей школой экономики в рамках серии мероприятий по регуляторной политике в режиме видеоконференции. В качестве приглашённого эксперта выступил профессор, д.э.н. Светуньков М.Г., представивший проект Стандарта доказывания необходимости регулирования.

3. В рамках обучающей программы по направлению «Оценка регулирующего воздействия», реализованной совместно с АНО ОДПО «Корпоративный университет Ульяновской области» состоялись следующие мероприятия:

- учебный семинар, который провёл один из ведущих международных экспертов в сфере регуляторной политики, директор центра оценки регулирующего воздействия Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Даниил Цыганков (17-18 мая 2018 года);

- лекция на тему «Оценка регулирующего воздействия в системе институтов повышения эффективности номотворчества» выступил доцент ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ Ефремов. А. (27 июня 2018 года). 

Кроме того, в мероприятиях приняли участие представители соседних регионов Приволжского федерального округа: Республики Мордовия, Чувашской Республики, Самарской и Оренбургской областей.

4. Организовано участие в проведении публичных консультаций по
13 проектам федеральных нормативных правовых актов.

Сводная позиция по результатам публичных обсуждений федеральных актов направлена в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и органа - разработчика.

5. В мае состоялась встреча директора департамента развития конкуренции Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Е.В.Воловой с заместителем директора Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ В.Е.Злобиным. Обсуждались вопросы дальнейшего развития института оценки регулирующего воздействия на территории региона.

6.                В мае в режиме ВКС состоялся Межрегиональный семинар «Оценка регулирующего воздействия: теория и практика». Сотрудники отдела приняли участие в семинаре и представили опыт организации проведения публичных консультаций, взаимодействия с предпринимательским сообществом, формирования пула экспертов, а также особенности нормативного закрепления процедуры оценки регулирующего воздействия на территории региона.

7. Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области на систематической основе ведётся работа по наполнению раздела, посвящённого Ульяновской области, на  информационном портале по оценке регулирующего воздействия (orv.gov.ru) новостями, анонсами предстоящих мероприятий, лучшими практиками в сфере ОРВ и экспертизы.

III. Практическая деятельность
по оценке регулирующего воздействия и экспертизе.

1. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области.

За отчётный период Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области подготовлено 24 заключений по ОРВ:

- 19 заключений получили положительную оценку (79,2%),

- 5 заключений - отрицательную оценку (20,8%).

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было подготовлено
31 заключение, из них 7  - отрицательные (22,6%).

Таким образом, в 2018 году отмечается снижение общего количества проектов, направляемых на ОРВ, что может являться следствием планомерности нормотворческой деятельности со стороны исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и отсутствием необходимости внесения изменений в ранее принятые региональные нормативные правовые акты.

Наибольшее количество проектов региональных нормативных правовых актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия (10 проектов), представлено Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

В целом в I полугодии 2018 года по результатам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, экономия средств областного бюджета Ульяновской области и (или) эффективное их перераспределение составила 5,0 млн. рублей, а экономия средств субъектов предпринимательской деятельности составила порядка 4,8 млн. рублей.

Все проекты, получившие по итогам проведения оценки регулирующего воздействия отрицательные заключения, не были приняты либо были доработаны с учётом выявленных замечаний, предложений и рекомендаций.

Кроме того, в соответствии с законодательством региона на отчётную дату при кураторстве отдела оценки регулирующего воздействия 
проходят иные этапы процедуры оценки регулирующего воздействия
ещё 13 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области. 
В ближайшее время проекты поступят в Министерство развития конкуренции
и экономики Ульяновской области для подготовки заключений.

2. Проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов Ульяновской области.

В I полугодии 2018 года согласно плану проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, была проведена экспертиза приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 №6 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области». По итогам экспертизы установлено, что рассматриваемый акт содержит ряд положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности. В том числе, в части наделения органов местного самоуправления правом исключения мест размещения НТО из Схемы по ряду оснований. Так, например, двукратное привлечение к административной ответственности хозяйствующего субъекта за незначительное правонарушение является основанием для исключения данного места размещения НТО из Схемы. Аналогичная ситуация может возникнуть в связи с несвоевременным выполнением хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления в части нарушения обязательств по договору на размещение НТО. При этом данное место может не противоречить каким-либо нормам и правилам (пожарным, градостроительным, архитектурным, строительным) и располагаться в удобном «проходном» месте, т.е. являться востребованным и привлекательным со стороны бизнеса. Тем самым, создаётся ситуация, когда действия одного (недобросовестного) хозяйствующего субъекта будут негативно сказываться на всём предпринимательском сообществе.

В целях совершенствования рассматриваемого регулирования, повышения эффективности государственного управления в данной сфере Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области рекомендовано учесть указанные замечания и предложения.

Кроме того, Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области предложено разработать проект приказа, объединяющий основные положения приказов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.02.2016 № 6 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области» и от 29.02.2016 № 19 «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области», в целях оптимизации и совершенствования нормативной правовой базы Ульяновской области в сфере торговли.

Для сравнения:  в I полугодии 2017 года было проведено 2 экспертизы (обе отрицательные), а в 2016 году  также 2 экспертизы НПА, из них по 1 НПА получено отрицательное заключение.

3. Проведение оценки фактического воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Согласно плану проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых акта, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в июне проводилась оценка фактического воздействия Постановления Правительства Ульяновской области от 21.08.2015 № 422-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)».

В ходе проведения оценки фактического воздействия было установлено, что, показатели субъектов малого и среднего предпринимательства (получателей субсидий) по сохранению рабочих мест, уровню средней заработной платы и налоговых отчислений достигаются не в полном объёме.

Кроме того, по мнению Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», отдельные положения акта ограничивают претендентов на получение субсидии, так как приобретение оборудования только за счёт собственных средств без привлечения займов доступно ограниченному кругу субъектов малого и среднего предпринимательства.

ООО «Агентство налоговых решений» предложило внести дополнительные положения в части требований к субъектам малого и среднего предпринимательства - участникам конкурсного отбора, установив минимальную возможную сумму неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых пеней и срок, на который может устанавливаться данная задолженность. Также для уменьшения спорных ситуаций предложено в Порядок добавить определение понятия «затраты» или дать ссылку на Налоговый Кодекс (п.2 ст.257), где идет речь о формировании первоначальной стоимости основных средств при различных ситуациях.

4. Проведение оценки социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты).

За отчётный период Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области подготовлено 5 заключений по оценке социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты):

- 3 заключения получили положительную оценку (60%),

- 2 заключения - отрицательную оценку (40%).

Для сравнения: за аналогичный период в 2016 году на оценку социально-экономической эффективности было направлено 4 проекта НПА (все получили положительную оценку), в 2017 году - направлено 10 проектов НПА (9 - положительная оценка, 1 - отрицательная).

Таким образом, количество проектов актов социальной направленности, прошедших процедуру оценки социально-экономической эффективности, в отчётном периоде незначительно превосходит показатель 2016 года, но в 2 раза уступает показателю 2017 года. Вместе с тем, необходимо отметить, что по сравнению с предыдущими годами, значительно выросла доля отрицательных заключений (с 10% в 2017 году до 40% в 2018году).

Отрицательные заключения получили:

- проект Закона Ульяновской области «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от полутора до трёх лет»

- проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 22.01.2010 № 21-П и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области»

По итогам проведённой оценки социально-экономической эффективности указанных проектов актов установлены отдельные положения, ограничивающие возможность использования средств именного капитала, а также способствующие возникновению риска неправомерного использования средств именного капитала.

Так, перечнем необходимых документов для направления средств именного капитала на оплату услуг по подключению (технологическому присоединению) жилых помещений или объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения предусматривается предоставление документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат или его супруга (супруги) на земельный участок, на котором осуществляется подключение (технологическое присоединение) объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения за счёт средств именного капитала. В данном случае происходит ограничение возможности использования средств именного капитала на оплату услуг по подключению (технологическому присоединению) жилых помещений, находящихся многоквартирном жилом доме (например, двухквартирном), т.е. не являющемуся объектом индивидуального жилищного строительства.

Согласно постановлению, средствами именного капитала не компенсируются расходы на получение разрешительной, проектной документации, на оборудование, материалы, используемые в процессе подключения (технологического присоединения) жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, т.е. возможно оплатить только сами работы по подключению. Необходимо отметить, что существенная часть затрат приходится именно на разработку проектной документации и оплату оборудования и материалов, используемых при подключении. Таким образом, считаем, что эффективность данной меры социальной поддержки в значительной степени снижается и в ряде случаев (коммуникации находятся близко к жилому помещению или объекту индивидуального строительства) данная компенсация нецелесообразна. При этом региональный опыт свидетельствует о распространённой практике оплаты не только самих работ, но также оборудования и материалов.

Кроме того, при направлении средств именного капитала на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией, к заявлению прилагается договор на оказание платных образовательных услуг, заключённый между лицом, получившим сертификат, и образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. При этом копии лицензии и свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации не предоставляются. Тем самым возникает риск неправомерного использования средств именного капитала, т.к. полномочия по проверке наличия (подлинности) указанных свидетельства и лицензии
у уполномоченного органа отсутствуют.

Таким образом, по итогам оценки социально-экономической эффективности разработчику акта было рекомендовано доработать проект с учетом установленных замечаний.

В настоящее время в соответствии с законодательством региона проходят иные этапы процедуры оценки социально-экономической эффективности 2 проекта нормативных правовых актов Ульяновской области, которые
в ближайшее время поступят в Министерство развития конкуренции
и экономики Ульяновской области для подготовки заключений.

5. Проведение экспертизы социально-экономической эффективности проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты).

В I полугодии 2018 года в соответствии с планом проведения экспертизы социально-экономической эффективности нормативных актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки (социальной защиты), проведена экспертиза 2 нормативных правовых актов Ульяновской области:

- постановления Правительства Ульяновской области от 30.032011 №12/131-П «О предоставлении выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» (положительное заключение);

- постановление Правительства Ульяновской области от 24.12.2015 № 701-П «Об утверждении Порядка осуществления денежной выплаты, предусмотренной Законом Ульяновской области «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» (отрицательное заключение).

По итогам проведённой экспертизы был выявлен ряд спорных вопросов, требующих доработки.

Так, например, из положений постановления Правительства Ульяновской области от 24.12.2015 № 701-П «Об утверждении Порядка осуществления денежной выплаты, предусмотренной Законом Ульяновской области «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» остаётся не ясным, распространяется ли мера государственной поддержки на очную форму обучения или она может быть распространена на иные формы обучения.

Кроме того, согласно утверждённому Порядку гражданин обязан трудоустроиться в соответствии с полученной квалификацией по направлению Уполномоченного органа в организацию жилищно-коммунального хозяйства, находящуюся на территории Ульяновской области, и работать в ней в течение не менее пяти лет, при этом не ясно, в какой срок он должен трудоустроиться. Также возникает риск направления гражданина в организацию жилищно-коммунального хозяйства, которая находится в муниципальном образовании региона, отличном от места жительства гражданина. Кроме того, создаётся риск установления минимального уровня оплаты труда в указанной организации и невозможности предоставить отказ гражданином от предложенной должности, т.к. необходимо будет вернуть субсидию на обучение.

Также требует уточнения ситуация, когда гражданин, обучаясь по программе магистратуры, параллельно работает и в случае окончания обучения должен будет уволиться и трудоустраиваться на новое место.

В соответствии с Порядком гражданин обязан отработать в организации в течение не менее пяти лет. При этом неясно должен ли гражданин дорабатывать установленный срок в иной организации, в случае ликвидации первоначальной организации.

Согласно действующему Порядку гражданин обязан согласовать с Уполномоченным органом трудоустройство в другую организацию жилищно-коммунального хозяйства. Однако описание механизма согласования отсутствует. Кроме того, нуждается в уточнении перечень оснований для отказа Уполномоченной организации в согласовании иного места работы.

Таким образом, по итогам экспертизы социально-экономической эффективности действующего регулирования сделан вывод о том, что Постановление содержит положения, способствующие возникновению неэффективного использования бюджетных средств областного бюджета Ульяновской области. Разработчику акта предложено учесть указанные замечания и предложения, а также рассмотреть альтернативный вариант решения проблемы.

III. Комплекс основных (наиболее значимых) мероприятий, направленных на формирование эффективного взаимодействия
с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных
кругов и населения Ульяновской области о процедуре
оценки регулирующего воздействия.

1. В феврале-апреле специалистами отдела ОРВ принято участие в ряде  заседаний рабочей группы по вопросу утверждения Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

2. В мае на базе регионального Корпоративного университета состоялся учебный семинар по вопросам проведения оценки регулирующего воздействия, который провёл один из ведущих международных экспертов в сфере регуляторной политики, директор центра оценки регулирующего воздействия Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Даниил Цыганков.

Данный семинар прошёл в рамках специальной обучающей программы по теме «Оценка регулирующего воздействия», разработанной для повышения квалификации сотрудников и руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области, участвующих в разработке нормативных правовых актов Ульяновской области.

В семинаре приняли участие представители Самарской области, Оренбургской области, Республики Чувашия и Республики Мордовия.

В рамках мероприятия была организована рабочая встреча Директора центра оценки регулирующего воздействия Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Даниила Цыганкова с Председателем Правительства Ульяновской области Александром Смекалиным, в ходе которой стороны обсудили вопросы совершенствования проведения процедуры ОРВ, а также её применения к новым нормативным актам, которые действуют в сфере стимулирования инвестиций.

3. 29 мая специалисты отдела оценки регулирующего воздействия приняли участие в Межрегиональном семинаре «Оценка регулирующего воздействия: теория и практика», организованного Правительством Тамбовской области. В рамках мероприятия сотрудником отдела Егоровым А.А. был представлен опыт Ульяновской области в организации проведения публичных обсуждений, формирования эффективной нормативной правовой базы и взаимодействия с экспертным сообществом в регионе.

В семинаре приняли участие представители 5 субъектов Российской Федерации.

4. С целью повышения квалификации сотрудников и руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области, участвующих в разработке нормативных правовых актов Ульяновской области на базе АНО ОДПО «Корпоративный университет Ульяновской области» в мае-июне была реализована обучающая программа по направлению «Оценка регулирующего воздействия».

В рамках указанного курса было обучено 47 сотрудников и руководителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, подразделений, образуемых в Правительстве Ульяновской области, участвующих в разработке нормативных правовых актов Ульяновской области, в том числе 25 специалистов - представители всех муниципальных образований Ульяновской области.

Кроме того курс обучения прошли представители Общественной палаты Ульяновской области, Ульяновской областной торгово-промышленной палаты,  Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области.

Обучающая программа позволила изучить теоретические предпосылки и основные этапы становления процедуры ОРВ в России и мире, базовые инструменты и механизмы проведения процедуры ОРВ, приобрести навыки организации публичных обсуждений, а также практический опыт подготовки «качественных» заключений по результатам проведения оценки регулирующего воздействия. 

5. 15-16 июня 2018 года состоялся семинар по теме «Инструменты и методы, используемые в ОРВ», который провёл  профессор, доктор экономических наук, независимый эксперт в области оценки регулирующего воздействия Светуньков М.Г.

6. В течение отчётного периода осуществлялось взаимодействие
с уполномоченными органами муниципальных образований Ульяновской области
по наполнению и актуализации разделов официальных сайтов материалами в сфере ОРВ и экспертизы (заключения, нормативные правовые документы, информационно-аналитические документы, материалы публичных консультаций и пр.), проводились индивидуальные консультации, разъяснительная работа.

Также на постоянной основе осуществлялось консультирование  сотрудников исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по вопросам проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

IV. Развитие института ОРВ на муниципальном уровне.

 Подведены предварительные итоги развития института оценки регулирующего воздействия на территории муниципальных образований Ульяновской области за I полугодие 2018 года.

1. анализ нормативной правовой базы муниципальных образований, регламентирующей проведение ОРВ и экспертизы.

Во всех муниципальных образованиях региона утверждена  
вся нормативная правовая база, регламентирующая проведение ОРВ
и экспертизы. Нормативные правовые акты и типовые формы документов размещены на официальных сайтах муниципальных образований.

2. проведение ОРВ проектов муниципальных НПА

За I полугодие 2017 год на уровне муниципальных образований Ульяновской области была проведена оценка регулирующего воздействия
51 проекта муниципальных НПА.
По результатам оценки подготовлено
50 положительных и 1 отрицательное заключения (что составляет 2,0%
от общего количества подготовленных заключений).

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было подготовлено 47 заключений по ОРВ (в том числе 3 - отрицательных, то есть 6,3%).

Заключение с отрицательной оценкой регулирующего воздействия был подготовлен на проект муниципального нормативного правового акта Инзенского района. По результатам проведённой оценки разработчику было предложено изучить уже действующее регулирование с целью устранения дублирующих положений в представленном проекте акта.

3. проведение экспертизы муниципальных НПА

В I полугодии 2018 года в муниципальных образованиях Ульяновской области проведена экспертиза 39 муниципальных нормативных правовых актов в 21 муниципальном образовании. По результатам проведённой экспертизы было подготовлено 29 положительных и 10 отрицательных заключений, что составляет 25,6% от общего количества подготовленных заключений.

В отчётном периоде отрицательные заключения по экспертизе действующих нормативных правовых актов были подготовлены в 7 муниципальных образованиях Ульяновской области: городе Димитровграда, Барышском, Мелекесском, Радищевском, Старокулаткинском, и Старомайнском районах, городе Новоульяновске.

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было подготовлено всего 29 заключений по экспертизе (в том числе 4 - отрицательных, что составило 13,8%).

Практически во всех МО экспертиза муниципальных НПА осуществлялась в соответствии с утверждённым планом (за исключением города Ульяновска, Вешкаймского, Новомалыклинского и Новоспасского районов, где экспертиза в отчётный период не проводилась).

В соответствии с представленной муниципальными образованиями информацией, План проведения экспертизы утверждён во всех муниципалитетах. Однако планы экспертизы оказались недоступны на специализированной странице сайта муниципальных образований
«г. Ульяновск» и «Новомалыклинский район».

В части выполнения показателя «Внесение изменений в 50 и более процентов  муниципальных нормативных правовых актов от общего количества муниципальных НПА, по которым была проведена экспертиза (в том числе
за год, предшествующий отчётному календарному году)» как положительный пример можно привести опыт города Димитровграда Базарносызганского и Старокулаткинского районов, где изменения по результатам проведённой экспертизы уже внесены. Кроме того этапы  согласования проходят проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в Барышском, Инзенском, Мелекесском районах. Планируется внесение изменений в Радищевском, Старомайнском и Ульяновском районах.

Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество муниципальных образований, в которых по результатам проведённых экспертиз внесены или вносятся изменения в муниципальные нормативные правовые акты, выросло с 2 до 10 муниципалитетов.

4. качество проведения процедуры ОРВ и экспертизы

Одним из показателей, определяющим качество проведения процедуры ОРВ и экспертизы, является проведение общественных обсуждений. Среднее количество отзывов, полученных в процессе публичного обсуждения проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА в отчётном периоде составило 3,2 отзыва. Наибольшее количество участников, привлечённых к обсуждению проектов муниципальных НПА, НПА отмечается в Базарносызганском, Майнском, Радищевском, Кузоватовском районах. В отдельных муниципалитетах количество отзывов не подтверждено сводкой предложений, и не отражено в самих заключениях (город Димитровград, Карсунский, Старомайнский районы), хотя приложение сводки предложений (отзывов) к сводным отчётам по ОРВ или заключениям по экспертизе является обязательным процедурным требованием. Вместе с тем, в Вешкаймском и Новомалыклинском районах, городе Новоульяновск публичные обсуждения не проводились.

Следующим показателем, характеризующим качество проведения ОРВ и экспертизы проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА является использование количественных методов оценки. Использование количественных методов оценки отмечается в Инзенском районе (3 заключения), городе Димитровград, Кузоватовском и Цильнинском районах по 2 заключения, Павловском, Старокулаткинском и Ульяновском районах по 1 заключению. Таким образом, в 2018 году при проведении ОРВ и экспертизы, количественные методы применили в 8 муниципальных образованиях (33,33%).

Для сравнения: за аналогичный период прошлого года количественные методы оценки были использованы только в 4 МО (16,7%).

Альтернативный вариант решения проблемы, как и в прошлом году, предлагается только в заключении Инзенского района.

Также необходимо отметить, что в отчётном периоде муниципальным образованием «Старомайнский район» заявлена экономия средств субъектов предпринимательской деятельности в размере 4,0 тыс. рублей. Расчётов или обоснований указанной суммы в заключении не приводится.

5. оценка комплекса основных мероприятий, направленных
на формирование взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения о процедуре ОРВ.

Во всех муниципальных образованиях Ульяновской области сформирован и действует на постоянной основе коллегиальный совещательный орган по ОРВ. В первом полугодии 2018 года состоялись заседания Консультативного совета, рабочей группы во всех МО за исключением городов Ульяновск и Новоульяновск, а также Новомалыклинского района, в которых заседаний коллегиального органа по ОРВ  в отчётный период проводились.
В целом по области проведено 46 заседаний.

Кроме того мероприятия, посвящённые тематике ОРВ и экспертизы, информационная поддержка ОРВ и экспертизы в средствах массовой информации были организованы практически во всех муниципальных образованиях. Всего в I полугодии на территории муниципальных образований Ульяновской области проведено порядка 67 мероприятий. Наиболее высокая активность отмечена по г. Ульяновску, Барышскому, Вешкаймскому, Карсунскому, Кузоватовскому, Майнскому и Сенгилеевскому районам. Среди них наибольшей популярностью пользуются такие мероприятия,
как заседания Координационных и Общественно-консультационных советов
по развитию малого и среднего предпринимательства, рабочие совещания
и обучающие семинары для разработчиков проектов НПА и индивидуальных предпринимателей, круглые столы (в том числе в рамках проведения
Дня российского предпринимательства, "недель предпринимательских инициатив", месячников налоговой помощи и финансовой грамотности), выездные встречи с предпринимательским сообществом, консультации
и личные приёмы для начинающих субъектов бизнеса и граждан, "горячие  линии", опросы общественного мнения, публикации в средствах массовой информации и пр.

Также необходимо отметить, что большинство муниципальных образований Ульяновской области (75% от общего количества муниципалитетов) в первом полугодии приняли участие в публичных обсуждениях проектов федеральных нормативных правовых актов. Не участвовали в обсуждении города Ульяновск и Новоульяновск, Базарносызганский, Вешкаймский, Тереньгульский и Чердаклинский районы. Наиболее активное участие в обсуждении проектов федеральных актов отмечается в Старокулаткинском районе (получено мнение по 8  проектам), Цильнинский район (по 6 проектам), Новомалыклинский район (по 5 проектам), Мелекесский и Радищевский районы (по 4 проектам).

Таким образом, анализ итогов деятельности муниципальных образований за I полугодие 2018 года показал, что в органах местного самоуправления работа по организации практической деятельности
по развитию процедуры ОРВ и экспертизы налажена и продолжает совершенствоваться.

При этом по совокупности всех показателей лидирующие позиции удаётся удерживать городу Димитровград, Барышскому, Инзенскому и  Старокулаткинскому районам, входившим по итогам рейтинга муниципальных образований за 2017 год по качеству проведения ОРВ в группу с «хорошим уровнем». Значительно улучшили свои позиции Мелекесский, Тереньгульский и Ульяновский районы.

 

 

 

    Поиск по сайту