Поиск по сайту

Итоги оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2017 год

В Ульяновской области с конца 2011 года активно внедряется механизм оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) в процедуру принятия управленческих решений. Пятый год подряд наш регион занимает лидирующее положение по развитию ОРВ среди субъектов Российской Федерации и получает высокую оценку со стороны федерального центра.

По итогам 2017 года Ульяновская область вошла в тройку лидеров, отнесённых к «высшему уровню» рейтинга качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации.

Одной из ключевых задач в сфере внедрения и развития механизмов ОРВ
остаётся  задача по совершенствованию процедуры ОРВ на муниципальном уровне. В целях выполнения поставленной задачи, начиная с 2015 года, Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области проводится рейтингование органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по оценке качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия.

Согласно статье 5.2 Закона Ульяновской области от 05.11.2013
№ 201-ЗО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской
и инвестиционной деятельности» в перечень муниципальных районов
и городских округов Ульяновской области,
в которых проведение ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - НПА)
и экспертизы муниципальных НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным, вошли все 24 муниципальные образования Ульяновской области.

В целях оказания методической поддержки муниципальным образованиям для успешного внедрения ОРВ Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области в течении 2016-2017 годов:

- осуществлялась консультационная поддержка уполномоченных органов местного самоуправления по вопросам проведения ОРВ и экспертизы;

- проводились выездные семинары и кустовые совещания по вопросам развития института ОРВ в муниципальных образованиях Ульяновской области (Вешкаймский район, Новоспасский район, г. Димитровград);

 - работает региональная страница информационного портала
об ОРВ (orv.gov.ru) и региональная версия интернет-портала regulation.gov.ru, где заинтересованные лица могут ознакомиться с обзорами лучших практик организации и проведения процедуры ОРВ как в субъектах Российской Федерации, так и в органах местного самоуправления.

Третий год подряд подведение итогов организации и проведения процедуры ОРВ в органах местного самоуправления проходит в соответствии с Методикой оценки качества внедрения и развития механизмов оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 22.12.2016
№ 707-пр.

Система используемых при этом показателей характеризует различные аспекты развития механизмов ОРВ и экспертизы на муниципальном уровне и позволяет осуществить объективную оценку каждого муниципального образования Ульяновской области.

Максимальная возможная сумма баллов по всем показателям оценки составляет 100 баллов. В зависимости от набранных баллов ранжирование муниципальных образований Ульяновской области производилось
по 4 группам:

«Высший уровень» (от 81 до 100 баллов),

«Хороший уровень» (от 61 до 80 балов),

«Удовлетворительный» (от 41 до 60 баллов),

«Неудовлетворительный уровень» (менее 41 балла).

По итогам работы за 2017 год, как и в предыдущие 2015 и 2016 годы, набрать более 80 баллов и достичь высшего уровня, к сожалению,  не удалось ни одному муниципальному образованию Ульяновской области. Однако по итогам отчётного года до 4-х увеличилось количество МО, отнесённых к «хорошему уровню», до 16-ти выросло число муниципальных образований, отнесённых к «удовлетворительному уровню».

Соответственно, значительно сократилась группа МО, которым не удалось набрать более 41 балла, соответствующая «неудовлетворительному» уровню, при этом самый низший суммарный бал вырос до 37 баллов.

Исходя из суммарного количества набранных баллов, распределение муниципальных образований по группам произошло следующим образом.

Рейтинг
муниципальных образований Ульяновской области
по уровню развития ОРВ за 2017 год

Место

в рейтинге

Муниципальные

образования

Итоговый балл

(изменение позиции по сравнению с 2016 годом)

Группа

-

-

-

Высший уровень

1

Димитровград

73 (+22)

Хороший уровень

2

Барышский район

72 (+4)

3

Старокулаткинский район

69 (+13)

Инзенский район

69 (+4)

4

Кузоватовский район

59 (+8)

Удовлетворительный уровень

Майнский район

59 (+6)

5

Базарносызганский район

58 (+13)

6

Сурский район

57 (+19)

7

Цильнинский район

54 (+18)

8

Ульяновск

53 (-17)

9

 

Радищевский район

52 (-1)

Карсунский район

52 (+10)

Павловский  район

52 (+18)

10

Вешкаймский район

51 (+6)

Старомайнский район

51 (+25)

11

Чердаклинский район

50 (+25)

12

Новомалыклинский район

48 (+21)

Сенгилеевский район

48 (-5)

13

Николаевский район

44 (+14)

14

Новоспасский район

42 (0)

15

Ульяновский район

40 (+4)

Неудовлетворительный уровень

Тереньгульский район

40 (+5)

16

Мелекесский район

38 (-16)

17

Новоульяновск

37 (+12)

В число лидеров Рейтинга по итогам 2017 года вошли муниципальные образования «г.Димитровград», повысивший суммарный балл на 22 позиции и возглавивший рейтинг, а также «Барышский район», «Старокулаткинский район» и «Инзенский район».

Необходимо отметить, что положительная динамика была отмечена по абсолютному большинству муниципальных образований. По сравнению с 2016 годом значительно улучшили свой результат Старомайнский и Чердаклинский районы (+25 баллов), Новомалыклинский район (+21балл), Сурский район (+19 баллов), Цильнинский и Павловский районы (+18 баллов), Николаевский район (+14 баллов), что позволило данным муниципальным образованиям перейти из «неудовлетворительной» группы в «удовлетворительную».

Отрицательная динамика в 2017 году была зафиксирована у г. Ульяновск, который снизил свои позиции (- 17 баллов) и уступил «лидерство»
г. Димитровград, также снизили свои показатели Мелекесский и Сенгилеевский районы. Снижение баллов можно объяснить значительно возросшими требованиями к критериям, характеризующим качество проведения ОРВ и экспертизы, а также нестабильностью кадрового состава уполномоченных за проведение ОРВ в органах местного самоуправления.

В целом необходимо отметить, что качество реализации механизмов оценки регулирующего воздействия и экспертизы в 2017 году в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области повысилось. По сравнению с предыдущим годом выросло количество отзывов, полученных в процессе публичного обсуждения проектов муниципальных НПА и действующих муниципальных НПА, при подготовке заключений по ОРВ и экспертизе чаще используются количественные методы оценки, статистические  данные. Увеличилось количество заключений, содержащих предложения и рекомендации по совершенствованию вновь принимаемых или уже действующих муниципальных НПА. Практически во всех муниципальных образованиях на постоянной основе налажена работа коллегиального совещательного органа по ОРВ (рабочей группы или консультативного совета).

Как следствие, даже группа муниципальных образований, находящихся на нижних позициях рейтинга (г.Новоульяновск, Мелекесский, Тереньгульский и Ульяновский районы), занимает пограничную позицию между «неудовлетворительным» и «удовлетворительным» уровнем, для перехода на который не хватило буквально 1-2 баллов.

При этом самый низкий бал рейтинга по сравнению с 2016 годом поднялся с 25 до 37 баллов.

Сравнительный анализ данных 2015-2017 г.г. показал, что в целом отмечается положительная динамика распределения муниципальных образований по соответствующим группам (представлена на диаграмме).

Из данных диаграммы следует, что ежегодно увеличивается количество муниципальных образований, отнесённых к «хорошему» (выросло в 4 раза по сравнению с 2016 годом) и «удовлетворительному» (выросло в 2,3 раза) уровням, а также сокращается число муниципалитетов «неудовлетворительного уровня» (сократилось в 4 раза).

При подведении итогов Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области была проведена комплексная оценка качества внедрения и развития механизмов ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. При этом, особое внимание уделялось не столько количественным показателям, характеризующим число подготовленных заключений, сколько показателям, характеризующим качество проведённой оценки регулирующего воздействия и экспертизы.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях региона утверждена вся необходимая нормативная правовая база, регламентирующая проведение ОРВ и экспертизы. По состоянию на 01.01.2018 вся нормативная правовая база муниципалитетов была приведена в соответствие с изменениями, внесёнными в федеральное и региональное законодательство.

Кроме того, все нормативные правовые акты и типовые формы документов размещены на официальных сайтах муниципальных образований.

В части организации практической работы необходимо отметить, что особое внимание при подведении итогов обращалось на количество и качество проведённых ОРВ и экспертиз, качество подготовленных заключений, а также количество отзывов, полученных в ходе публичных обсуждений.

Всего за отчётный период на уровне муниципальных образований Ульяновской области была проведена ОРВ 119 проектов муниципальных НПА, что превышает аналогичный показатель 2016 года (106 заключений) на 11,2%.

По результатам проведённой оценки подготовлено 107 заключений
(89,9 % от общего количества заключений) положительных и 12 заключений (10,1%) - отрицательных или содержащих замечания и рекомендации по доработке представленных проектов НПА.

Доля отрицательных заключений по ОРВ, или содержащих предложения и замечания по проектам муниципальных нормативных правовых актов по сравнению с 2016 годом выросла на 2,6%.

Что касается процедуры ОРВ, проводимой в отдельных муниципальных образованиях, то наибольшее количество заключений подготовлено в муниципальных образованиях  г.Ульяновск - 50 заключений, Димитровград - 18 заключений, Павловский район - 6 заключений, Чердаклинский район - 5 заключений.

За год не подготовлено ни одного заключения по ОРВ в Новомалыклинском и Сенгилеевском районах.

При подготовке рейтинга не учитывались 5 заключений  на проекты НПА поселений Мелекесского района и заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной среды в муниципальном образовании «Вешкаймское городское поселение» на 2018-2022 годы», так как это противоречит утверждённым порядкам проведения ОРВ.

При незначительном увеличении количества подготовленных заключений по ОРВ по отношению к уровню прошлого года, налицо значительный рост активности муниципалитетов в проведении экспертизы.

За отчётный период подготовлено 84 заключения по результатам проведения экспертизы муниципальных НПА. Количество подготовленных заключений в 2017 году почти в два раза превышает количество заключений в 2016 году (43 заключения). Необходимо отметить, что в 2017 году более чем в 2 раза увеличилась доля заключений, содержащих предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующих муниципальных НПА. Кроме того, по результатам экспертизы в 2017 году в 14 НПА были внесены изменения, 3 проекта находятся на стадии согласования.


Доля отрицательных заключений по экспертизе муниципальных НПА

Лидерами по количеству подготовленных заключений по экспертизе
в 2017 году стали Инзенский район -8 заключений, Майнский район - 7 заключений, г.Димитровград  - 6 заключений, по 5 заключений подготовлено Павловским, Радищевским, Старокулаткинским районами и г.Новоульяновск.

По одному заключению по экспертизе подготовлено муниципальными образованиями: г. Ульяновск, Мелекесский и Новомалыклинский районы.

Во всех муниципальных образованиях экспертиза муниципальных НПА осуществлялась в соответствии с утверждённым планом.

Кроме того, согласно утверждённой Методике оценивался показатель «Внесение изменений в 50 и более процентов  муниципальных НПА от общего количества муниципальных НПА, по которым была проведена экспертиза
(в том числе за год, предшествующий отчётному календарному году)».

В 2017 году по результатам экспертизы муниципальных НПА за 2016-2017 годы, были внесены изменения в НПА 7 муниципальных образований: г. Димитровград (внесены изменения в 3 НПА из 6 прошедших экспертизу), Барышского района (в 2 НПА изменения внесены, еще 3 проекта НПА  проходят согласование), Старокулаткинского района (внесены изменения в 5 НПА из 8), по 1 НПА внесены изменения в Базарносызганском, Майнском, Новомалыклинском и Радищевском районах.

(Для сравнения: в 2016 году изменения по итогам экспертизы были внесены в 8 муниципальных НПА в четырёх муниципальных образованиях)

Необходимо отметить, что именно этот показатель оказал наиболее существенное влияние на итоговый балл муниципальных образований, так как имеют высокий вес.

В целом необходимо отметить ряд муниципальных образований, где заметно возрос уровень качества проведения процедур. Прежде всего, высокая степень активности отмечается в городе Димитровград (подготовлено  18 заключений по ОРВ, 6 по экспертизе, каждая из которых содержит замечания и предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого правового регулирования), Старокулаткинский район
(3 заключения по ОРВ, 5 по экспертизе, из которых 4 заключения отрицательных), Барышский район (3 заключения по ОРВ, 4 по экспертизе, из которых 3 заключения отрицательных), Инзенский район (3 заключения по ОРВ, 2 из которых - отрицательные, 8 заключений по экспертизе муниципальных НПА).

Также неплохие результаты по качеству отдельных подготовленных заключений по экспертизе показали  Майнский и Радищевский районы.

Снижение баллов по показателям при проведении процедуры ОРВ и экспертизы произошло по следующим причинам:

1)               несоответствие структуры заключения принятым типовым формам заключений (Базарносызганский, Вешкаймский, Сенгилеевский, Сурский, Ульяновский районы);

2)                несоответствие количества отзывов, полученных в процессе публичного обсуждения, отзывам, указанным в заключении, что подтверждает факт формального подхода к проведению публичных обсуждений (Карсунский, Николаевский, Павловский, Старомайнский районы);

3)               отсутствие на сайте муниципального образования, обязательных к размещению документов по ОРВ и экспертизе (Карсунский, Тереньгульский, Новомалыклинский, Новоспасский районы, г. Новоульяновск).

Кроме того, при подведении итогов качества проведения процедуры ОРВ и экспертизы и формировании рейтинга оценивались следующие показатели:

1) среднее количество отзывов, полученных в процессе публичного обсуждения проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА.

По данному показателю высший балл получили муниципальные образования, имеющие в среднем 3 и более отзыва на один нормативный правовой акт: Барышский район, Инзенский район, Кузоватовский, Майнский, Новоспасский, Радищевский, Старокулаткинский, Сурский и Цильнинский  районы.

Вместе с тем не приведены данные о количестве отзывов по заключениям Тереньгульского и Мелекесского районов.

2) использование при подготовке заключений об ОРВ и экспертизе проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА количественных методов оценки в 2017 году отмечено в 14 муниципальных образованиях. В предыдущем году количественные методы оценки использовались при подготовке заключений только в 6 муниципалитетах.

В качестве положительного примера по данному показателю можно привести следующие муниципальные образования:

- Инзенский район -72,7% от общего количества заключений;

- Старокулаткинский район - 62,5 %;

- Кузоватовский и Цильнинский районы - 33,3 %;

- Барышский и Сурский районы - 28,5 %;

- Карсунский район - 25%

- г. Димитровград - 12,5%.

- г. Ульяновск - 1,9% от общего количества проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА, по которым были проведены ОРВ и экспертиза.

3) в рамках подготовки заключений об ОРВ и экспертизе предложены альтернативные варианты решения проблемы только в таких МО, как - Инзенский район (36,4% от общего количества проектов муниципальных НПА и муниципальных НПА, по которым были проведены ОРВ и экспертиза), Базарносызганский район (16,7%) и Сурский район (14,3%).

4) Ни одним муниципальным образованием Ульяновской области не представлена информация по сумме выявленных и предотвращённых необоснованных издержек субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме того, на итоговую оценку при формировании рейтинга повлияла реализация комплекса основных (наиболее значимых) мероприятий, направленных на формирование на постоянной основе эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения муниципального образования о процедуре ОРВ.

Всего в 2017 году в муниципальных образованиях Ульяновской области проведено более 150 мероприятий, направленных на развитие процедуры оценки регулирующего воздействия, формирование эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом и информирование заинтересованных кругов и населения (регулярные заседания муниципальных Консультативных советов и рабочих групп по ОРВ, Координационных советов по развитию малого и среднего предпринимательства, рабочие совещания,  обучающие семинары,  круглые столы, выездные встречи и консультации для начинающих субъектов бизнеса, «горячие  линии», личные приёмы граждан, в том числе в рамках проведения Дня российского предпринимательства, недель предпринимательских инициатив, месячников налоговой помощи и финансовой грамотности опросы общественного мнения, публикации в средствах массовой информации и пр.).

Оценка муниципальных образований осуществлялась на основе таких показателей, как:

1) проведение заседаний коллегиального совещательного органа (рабочей группы) по ОРВ - организовано во всех муниципальных образованиях, заседания проходят не реже 2-х раз в год. В отдельных муниципальных образованиях в течение 2017 года состоялось 10 заседаний рабочей группы (Старокулаткинский район), по 7 заседаний (Павловский район), по 6 - Николаевский и Вешкаймский районы.

Не соблюдается установленная периодичность заседаний в г. Ульяновск,  в течение года состоялось всего 1 заседание рабочей группы (согласно распоряжению Администрации Ульяновской области от 22.05.2015 № 238-р «О создании Рабочей группы администрации города Ульяновска по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в муниципальном образовании «город Ульяновск» заседания должны проводиться не реже, чем 1 раз в три месяца).

2) проведение на территории МО мероприятий, посвящённых тематике ОРВ и экспертизы, организация информационной поддержки ОРВ и экспертизы в средствах массовой информации - наиболее высокая активность отмечена по Кузоватовскому району  (27 мероприятий), Новоспасскому району  (12 мероприятий), Барышскому и Старокулаткинскому районам
(по 9 мероприятий).
Наименьшую активность проявили Николаевский и Тереньгульский районы ( по 1 мероприятию), г. Новоульяновск, Инзенский
и Новомалыклинский районы (по 2 мероприятия).

Кроме того, необходимо отметить, что в течение года специалисты органов местного самоуправления принимали достаточно активное участие в мероприятиях, организуемых Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области, посвящённых вопросам проведения ОРВ и экспертизы, а также в публичных обсуждениях проектов региональных НПА.

Наиболее активное участие в публичных обсуждениях отмечено в муниципальных образованиях: г. Димитровграда, Базарносызганского, Барышского, Майнского и Старокулаткинского районов.

Анализ итогов деятельности муниципальных образований по внедрению и развитию ОРВ проектов муниципальных НПА и экспертизы муниципальных НПА показал, что в 2017 году в органах местного самоуправления работа по организации практической деятельности по развитию и совершенствованию процедуры ОРВ и экспертизы налажена и ведётся на постоянной основе. Поэтому текущую задачу на данном этапе можно признать
в определённой мере выполненной
.

Однако необходимо отметить, что в отдельных муниципальных образованиях региона мало заключений высокого качества подготовки, в которых содержится оценка регулятивных решений, имеющих высокую степень воздействия на предпринимательскую среду, с обширными публичными обсуждениями в бизнес-структурах, привлечением экспертного сообщества, грамотным использованием количественных методов оценки, глубоким анализом статистических данных и опыта иных административных центров субъектов Российской Федерации, детальной проработкой альтернативных вариантов регулирования. Практически отсутствуют заключения, содержащие расчёты суммы выявленных и предотвращённых необоснованных издержек субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая, что одной из особенностей процедуры ОРВ является повышение качества и открытости процесса нормотворчества посредством проведения публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов, можно говорить, что в районах с низкой степенью развития института оценки регулирующего воздействия, механизм принятия регуляторных решений выстроен не эффективно, а сам процесс принятия управленческих решений, которые затрагивают интересы предпринимателей и инвесторов, является закрытым и неэффективным, т.к. не учитывает мнение предпринимательского сообщества. Всё это говорит об отсутствии в данном муниципальном образовании «контакта» между администрацией и предпринимательским сообществом.

Как следствие повышается риск принятия нормативных правовых актов, которые ухудшают условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, что в свою очередь напрямую сказывается на инвестиционной привлекательности района.

В целях повышения качества проведения данной процедуры на уровне муниципальных образований и совершенствования процедуры нормотворчества региональным Министерством развития конкуренции и экономики планируется реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение соответствующих компетенций сотрудников органов местного самоуправления. В настоящее время в качестве первого этапа Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области разработана обучающая программа по направлению «Оценка регулирующего воздействия» для повышения квалификации указанных категорий сотрудников. Данная программа будет способствовать внедрению принципов, так называемого, «умного регулирования», что в конечном итоге позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений, как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Обучение будет проходить на базе АНО развития кадрового потенциала «Корпоративный университет Ульяновской области» начиная с 17 апреля 2018 года.

 

    Поиск по сайту