Поиск по сайту

Стандартные требования к развитию внешних связей муниципальных образований Ульяновской области

ВВЕДЕНИЕ

Начавшаяся с принятия Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году реформа местного самоуправления в условиях глобализации предусмотрела такое полномочие муниципалитета как осуществление внешнеэкономической и международной деятельности.

Однако возникает проблема осуществления данного полномочия ввиду отсутствия нормативного правового акта, который бы регулировал его осуществление. Как следствие - эффективность созданных структурных подразделений в данной сфере очень низка. Также встает вопрос: можно ли отнести осуществление международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления к решению вопросов местного значения, ведь социальное предназначение местного самоуправления состоит, прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения?

Сложился целый ряд проблем на уровне местного самоуправления, касающихся построения внешних связей муниципалитетов, и оказывающих существенное влияние на эффективность работы органов местного самоуправления:

  • нет четкого понимания деятельности по построению внешних связей муниципальным образованием;
  • нет должного определения полномочий и прав в сфере построения внешних связей муниципального образования;
  • эффективность деятельности структурных подразделений в данной сфере крайне мала.

Внешние связи муниципального образования - это все связи муниципалитета с другими субъектами экономических отношений. Однако на сегодняшний день институт органов государственной власти не позволяет напрямую органам местного самоуправления взаимодействовать с международными структурами.

Анализ законодательства также дает понять причины проблем. В первую очередь, с осуществлением международной деятельности органами местного самоуправления связаны противоречия в Конституции Российской Федерации. Поскольку осуществление внешних связей субъектов Российской Федерации неразрывно связано с внешней политикой государства, то они подлежат координации со стороны федерального центра.

В статье 17 Федерального закона № 131 закреплено, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами. Однако необходимо констатировать факт, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации данных федеральных законов нет, поэтому муниципалитету можно осуществлять данное взаимодействие только совместно (например, с органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Следовательно, необходимо акцентироваться на такие виды взаимоотношений, как города-побратимы, приграничное сотрудничество, межмуниципальное сотрудничество с муниципальными образованиями Российской Федерации и других государств и развивать внешнеэкономические и международные связи муниципальных образований в рамках внешних связей Российской Федерации. На сегодняшний день этот подход реализован в законодательстве. В основных положениях развития местного самоуправления Российской Федерации закреплено, что развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживании добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории, поэтому им необходимо представить инструменты выстраивания связей на международном уровне.

Настоящие Стандарты разработаны с целью активизации внешних связей муниципальных образований Ульяновской области, систематизацию уже имеющихся связей и установление новых. Указанные в них требования являются при надлежащей реализации минимально достаточными и будут способствовать продвижению муниципальных образований региона на различных уровнях.

I.      ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

1. Должен быть проведён комплексный анализ социально - экономического положения и потенциала муниципального образования с указанием ресурсов его развития (инфраструктурные, производственные, кадровые, рекреационные, культурные, образовательные и другие, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства) и их краткая характеристика. 

2. Должен быть проведён SWOT-анализ социально-экономического положения и выявление текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон  муниципального образования относительно других муниципальных образований.

3. Совместно с различными институтами развития муниципального образования должны быть определены перспективные направления развития и точки роста муниципального образования для их продвижения при осуществлении внешних связей.

II.               НАЛИЧИЕ РЕЕСТРА КОМПАНИЙ-ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭКСПОРТЁРОВ

1. По итогам проведённого анализа должен быть составлен реестр компаний и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования и готовых экспортировать свою продукцию за пределы Ульяновской области. Реестр должен включать в себя наименование компании, сведения о её руководителе, его контактные данные, а также каталог продукции, выпускаемой данной компанией.

2. Реестр должен быть оформлен в виде буклета с применением цветной печати.

III.          НАЛИЧИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1. Должна быть разработана и сформирована качественная презентация потенциала муниципального образования в соответствии с брендбуком Ульяновской области («Ульяновск - к взлёту готов»).

2. Презентация должна содержать информацию об основных показателях муниципального образования и его конкурентных преимуществах.

3. В презентации должна быть представлена информация о перспективных направлениях развития и инвестиционной привлекательности муниципального образования и его точках роста.

4. Презентация должна содержать перечень и описание инвестиционных площадок, расположенных на территории муниципального образования.

5. В презентации должна содержаться контактная информация о структуре, осуществляющей внешние связи муниципального образования.

IV.           НАЛИЧИЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. В муниципальном образовании должно быть официальное закрепление за ответственным сотрудником функций по развитию внешних связей, которые вместе с компетенциями и полномочиями должны быть отражены в должностном регламенте.

2. В квалификационных требованиях ответственного за осуществление внешних связей муниципального образования должны учитываться опыт работы в данной сфере, знание иностранного (желательно английского) языка на среднем уровне, уверенное пользование персональным компьютером.

V.               НАЛИЧИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. В муниципальном образовании должен быть создан Координационный совет по развитию внешних связей муниципального образования, в состав которого должны входить лица, ответственные за экономическое и гуманитарное развитие муниципального образования, а также представители общественности и эксперты. На Координационном совете обсуждаются основные вопросы установления, развития и укрепления внешних связей муниципального образования, выявляется проблемное поле и вырабатываются решения по устранению или минимизации проблем, также обсуждаются и актуализируются планы работы в сфере развития внешних связей.

2. Заседания Координационного совета проводятся не реже одного раза в квартал.

3. Координационный совет должен включать в себя рабочие группы по приоритетным направлениям: экономическое и гуманитарное сотрудничество. Рабочие группы проводят заседания не реже одного раза в месяц с обсуждением текущего состояния внешних связей в данной сфере, реализации текущих проектов и выработкой предложений по повышению их эффективности.

VI.           НАЛИЧИЕ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. В муниципальном образовании должен ежегодно формироваться план развития внешних связей, основной целью которого является продвижение муниципального образования на межрегиональном и международном уровнях и его развитие с использованием выявленных конкурентных преимуществ.

2. План должен соответствовать Плану мероприятий в сфере развития международных и межрегиональных связей Правительства Ульяновской области для проведения единой линии развития внешних связей региона и внешней политики Российской Федерации.

3. План должен включать в себя мероприятия, проводимые в муниципальном образовании и за его пределами, направленные на активизацию взаимодействия с муниципальными образованиями приграничных регионов и других субъектов Российской Федерации. Также в плане должны быть отражены мероприятия, проводимые в муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации, участие в которых будут принимать представители данного муниципального образования.

4. Представители муниципального образования должны принимать участие в международных и межрегиональных мероприятиях, организуемых Правительством Ульяновской области, для формирования положительного имиджа муниципального образования и его продвижения на международном и межрегиональном уровне, в том числе с целью привлечения иностранных и российских инвестиций и социально-экономического развития муниципального образования в целом. С этой же целью муниципальные образования должны принимать участие в выставках, проводимых на территории Ульяновской области, а также в комплексных застройках Ульяновской области при проведении выставки в зарубежных странах. Данная деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с центрами развития предпринимательства муниципального образования

5. В плане мероприятий должны быть отражены визиты главы муниципального образования и ответственного за осуществление внешних связей муниципального образования в субъекты Российской Федерации (не реже одного раза в полугодие) и за рубеж в составе делегации Ульяновской области (не реже одного раза в год).

6. План должен публиковаться в наглядной форме на сайте муниципального образования и актуализироваться не реже одного раза в квартал.

7. Отчёт о выполнении плана мероприятий должен предоставляться в управление внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области не реже одного раза в квартал.

VII.        НАЛИЧИЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. На территории муниципального образования на регулярной основе должен функционировать центр развития предпринимательства.

2. Основными функциями центра являются:

  • обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности к информационным ресурсам, к поисковым и справочным системам;
  • предоставление информации и консультаций субъектам предпринимательской деятельности по мерам государственной поддержки, предусмотренной на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в подготовке документов, необходимых для участия в областных, муниципальных программах поддержки предпринимательства, в государственных и муниципальных заказах и т.п.;
  • осуществление мониторинга эффективности оказания государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
  • организация мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства по повышению образовательного уровня.

3. Муниципальное образование должно тесно взаимодействовать с центром с целью продвижения товаров, производимых субъектами предпринимательской деятельности, при осуществлении внешних связей.

VIII.    НАЛИЧИЕ НОВОСТНОГО ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Наличие на официальном сайте администрации муниципального образования раздела о деятельности в сфере развития внешних связей.

Раздел должен содержать следующую информацию:

  • план развития внешних связей;
  • мониторинг его исполнения (не реже одного раза в квартал);
  • контактные данные руководителей и сотрудников администрации муниципального образования, чья деятельность направлена на осуществление внешних связей;
  • презентация муниципального образования;
  • реестр компаний-потенциальных экспортёров;
  • перечень инвестиционных площадок

Также в разделе об осуществлении внешних связей должны быть постоянно актуализируемая новостная лента, ссылки на сайт управления внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области, сайты институтов развития Ульяновской области.

2. Наличие и постоянное обновление инфографики (презентационной продукции) по потенциалу муниципального образования и его точек роста.

IX.           ИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1. Наличие системы взаимодействия с российскими и региональными институтами развития муниципальных образований, советами, объединениями и ассоциациями муниципальных образований в целях изучения лучших практик и их применения по вопросу осуществления и развития внешних связей.

2. Муниципальное образование формирует перечень соответствующих организаций с указанием контактных лиц.

3. На постоянной основе (не реже 1 раза в полгода) проводится мониторинг практик, аккумулируемых данными организациями, и анализ возможности их применения в муниципальном образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Само по себе внедрение Стандарта, т.е. формальное выполнение его требований не гарантирует узнаваемость муниципального образования на российском и международном уровне, но способствует формированию его положительного имиджа исходя из его уникальности.

Активизация и расширение географии внешних связей муниципального образования на всех уровнях к конечном итоге направлена на увеличение товарооборота, как на региональном, так и на международном уровне, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и региона в целом.

Контроль за внедрением Стандартов будет осуществляться управлением внешних связей администрации Губернатора Ульяновской области.

В ходе осуществления внешних связей муниципальными образованиями будет составлен рейтинг их активности.

    Поиск по сайту