Поиск по сайту

Общие правила проведения аудита эффективности использования бюджетных средств

 

Приложение к приказу Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области

от  «11»_января_2022 г. №_10

 


СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (СФК № 2)


«Общие правила проведения аудита эффективности использования бюджетных средств»


1. Общие положения

1.1.Стандарт финансового контроля (СФК № 2)  «Проведение аудита эффективно­сти использования средств местного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения реализации задачи Контрольно-счётной палатой муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области  (далее - Контрольно-счётная палата) по определению эффективности расходов местного бюджета  (далее расходов местного бюджета)  в соответствии со статьей 6 Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «Инзенский район», утверждённого решением Совета депутатов МО «Инзенский район» от 14.12.2021 № 84.

1.2.Стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Феде­рации и иными нормативными правовыми актами.

При подготовке Стандарта были учтены положения стандартов Счетной палаты Ульяновской области, опыт  по проведению аудита эффективности контрольно-счетных органов субъектов РФ.

1.3. Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны  выполняться в Счетной палате при организации и проведении

Аудита эффективности использования  средств местного бюджета  с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия.

2. Содержание аудита эффективности

2.1.Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществ­ляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования средств местного бюджета, полученных прове­ряемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, реше­ния поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

2.2.Предметом аудита эффективности является использование средств местного бюджета

В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий комиссии проверяются и анализируются:

организация и процессы использования средств местного бюджета;

результаты использования средств местного бюджета;

деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию средств местного бюджета.

 2.3. Проверяемыми объектами при проведении аудита эффективности являются организации и учреждения, на которые распространяются контрольные полномочия комиссии.

По результатам проверки и анализа деятельности указанных объек­тов определяется степень эффективности использования ими средств местногобюджета.

2.4. В заключениях комиссии, при формулировании выводов и рекомендаций, подготовленных на основе проверок и анализа конкретных результатов деятельности проверяемых объектов по достижению целей и решению поставленных социально-экономических задач,  не должно  содержаться политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти муниципального образования «Инзенский район».

3. Определение эффективности использования  средств местного бюджета

3.1.        Эффективность использования средств местного бюджета  характеризуется соотношением между результатами использования средств местного бюджета  и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования средств местного бюджета.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результата­ми их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы средств местного бюджета   объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования средств местного бюджета.

3.2.        Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом средств местного бюджета,  использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.

Использование средств местного бюджета   является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолют­ная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема средств местного бюджета   (относительная экономия).

Определение экономичности использования средств местного бюджета   проверяемым объектом осуществляется посредством проверки и анализа источников и способов при­обретения необходимых ресурсов (например, проведение конкурсов). Проводится срав­нение затраченных объектом проверки средств на приобретение ресурсов с аналогич­ными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций.

Для оценки экономичности использования средств местного бюджета  необходимо ус­тановить, имелись ли у объекта проверки возможности приобретения ресурсов наиболее экономным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленные цели на основе использования меньшего объема средств местного бюджета  или получить более высокие результаты деятельности при заданном объеме средств.

3.3.        Продуктивность использования средств местного бюджета  определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов
материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Использование средств местного бюджета   объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продук­ции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на еди­ницу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.

Для оценки продуктивности использования средств местного бюджета  должны при­меняться плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выра­женные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджет­ных расходов на оказание государственных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов ресурсов.

Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотношения между за­тратами и результатами сравниваются с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период, или же с соотношениями между затратами и ре­зультатами в других организациях или учреждениях, осуществ­ляющих деятельность в проверяемой сфере использования средств .

3.4.        Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования средств местного бюджета   или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и за­планированных экономических результатов использования средств местного бюджета  или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятель­ности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, полу­чивших услуги, и т. п.).

Социально-экономический эффект использования средств местного бюджета  определяет­ся на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы средств местного бюджета.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты ис­пользования средств местного бюджета   или деятельности проверяемых объектов оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части насе­ления или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах были использова­ны средств местного бюджета.

3.5.        В процессе аудита эффективности необходимо определять экономическую результативность использования средств местного бюджета, выявлять и оценивать полученный социально-экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования средств местного бюджета.

В случаях, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, результатом бюджетных расходов будет наличие данных услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но эти услуги не обес­печивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социаль­но-экономический эффект оценивается как весьма низкий.

При определении социально-экономического эффекта использования средств местного бюджета   необходимо выявлять и анализировать факторы, которые оказали на него влияние, но не были связаны с использованием средств местного бюджета   или дея­тельностью проверяемых объектов, а также оценивать степень их воздействия на дан­ный социально-экономический эффект.

4. Особенности организации аудита эффективности

4.1. Проведение аудита эффективности включает следующие этапы, которые осу­ществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, опреде­ленных в  Положении о порядке проведения ревизий и проверок Контрольно-счётной палатой

На первом этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и ана­лиза, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по резуль­татам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности.

На втором этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования средств местного бюджета   в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Со­ставляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.

На третьем этапе аудита эффективности подготавливается отчет, включающий заклю­чения, выводы и рекомендации, также оформляются другие документы по его результатам.

4.2.        Организация аудита эффективности по всем основным параметрам контрольного мероприятия имеет существенные отличия от финансового аудита, которые обусловлены более сложной методологией его проведения начиная от предварительного изучения предмета и проверяемых объектов до оформления отчета о результатах аудита эффективности.

В процессе аудита эффективности, как правило, используется значительный объем контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, собирается обширная информация и изучается большое количество документов и материалов для формирования доказательств, которые требуют значительных затрат времени, трудовых и фи­нансовых ресурсов.

Особенностью осуществления аудита эффективности является срок его проведения, который должен быть, как правило, в пределах 6-12 месяцев, а также соотношение затрат времени между этапами, которое может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объектов и масштаба проведения аудита эффективности.

4.3.        Для успешного и качественного проведения аудита эффективности, как правило, требуются определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования средств местного бюджета   и особенностей деятельности объектов проверки. В этом случае для проведения аудита эффективности может создаваться специальный экспертный совет из привлекаемых независимых внешних экспертов (специалистов) необходимого профиля и сотрудников комиссии. 

Экспертный совет формируется на этапе предварительного изучения и действует до завершения подготовки отчета о результатах аудита эффективности.

Необходимо разработать  рекомендации в отношении формулировок целей и вопросов данного аудита эффективности, выбора критериев оценки эффективности, определения методов проведения проверки и сбора информации, обоснования заключений, выводов и реко­мендаций по результатам аудита эффективности. При этом члены экспертного совета не вправе вмешиваться в ход аудита эффективности и не могут подменять сотрудников комиссии  при выполнении программы его проведения.

Независимые внешние эксперты  привлекаются при подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.

5. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности

5.1.        Содержание предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности

5.1.1.     При проведении каждого конкретного аудита эффективности проводится этап предварительного изучения его предмета и проверяемых объектов, необходимый для подготовки к проведению проверки и оценки результатов использования средств местного бюджета.

В процессе предварительного изучения определяются:

цели данного аудита эффективности, вопросы проверки и анализа;

способы его проведения и методы сбора фактических данных и информации;

критерии оценки эффективности использования государственных средств.

По результатам предварительного изучения подготавливается программа проведе­ния аудита эффективности.

Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы еще до на­чала непосредственной проверки на объектах было четко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

5.1.2.Для качественного проведения предварительного изучения объектов аудита эффективности рекомендуется составить план, который может включать перечень во­просов для изучения, распределение сотрудников  по проверяемым объектам и вопро­сам изучения, источники получения информации, сроки изучения вопросов и представ­ления материалов.

5.1.3.В процессе предварительного изучения осуществляется сбор и проводится ана­лиз необходимой информации, касающейся предмета аудита эффективности и деятель­ности проверяемых объектов, выявляются и анализируются существующие риски неэф­фективного использования средств местного бюджета, проводятся консультации с незави­симыми организациями и внешними экспертами (специалистами), а также, при наличии возможности, собеседования с руководителями и сотрудниками объектов проверки.

5.1.4.Результаты предварительного изучения предмета аудита эффективности и проверяемых объектов фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служащие обоснованием для вы­бранных целей данного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, а также критериев оценки эффективности использования средств местного бюджета.

5.2.         Цели и вопросы аудита эффективности

5.2.1.Для осуществления конкретного аудита эффективности необходимо выби­рать, как правило, несколько целей, которые определяют границы содержания предме­та, сформулированного в его наименовании. Формулировки этих целей должны указы­вать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования средств местного бюджета  в рамках предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, ответит его проведение.

5.2.2.Цели выбираются путем последовательного исключения из их возможного перечня тех вопросов содержания предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, которые по результатам предварительного изучения не имеют существенных негативных проблем.

5.2.3.Цели аудита эффективности должны быть направлены на такие аспекты проверяе­мой сферы использования средств местного бюджета  и деятельности объектов проверки, в которых выявлена высокая степень рисков неэффективного использования средств местного бюджета, чтобы результаты проверки могли дать наибольший эффект от прове­дения данного аудита эффективности.

5.2.4.Цели аудита эффективности определяются также исходя из содержания целей и за­дач проверяемой сферы использования средств местного бюджета  или деятельности про­веряемых объектов, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.

5.2.5.Цели аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и вклю­чать определение экономичности, продуктивности и результативности использования средств местного бюджета  в совокупности или их оценки в различном сочетании, в со­ответствии с которыми можно было бы сделать отвечающие им выводы и рекоменда­ции по результатам аудита эффективности.

5.2.3.Вопросы аудита эффективности определяются по каждой цели и должны ей соответствовать. Перечень и содержание вопросов должны быть такими, чтобы ре­зультаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.

Количество вопросов по каждой цели аудита эффективности должно быть сравни­тельно небольшим, но они должны быть существенными и важными для определения эффективности использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере.

5.3. Критерии оценки эффективности использования средств местного бюджета

5.3.1.     Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования средств местного бюджета  и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования средств местного бюджета.

Критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели ау­дита эффективности. Они должны соответствовать цели аудита эффективности и слу­жить основой для заключений и выводов об эффективности (экономичности, продук­тивности, результативности) использования средств местного бюджета, которые делают­ся путем сравнения фактических данных о результатах использования средств местного бюджета, полученных в процессе проверки и анализа, с установленными критериями.

5.3.2.     Выбор критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов после определения его целей на основе анализа следующих источников:

законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, отно­сящихся к предмету аудита эффективности или деятельности проверяемых объектов, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланирован­ные показатели результатов использования средств местного бюджета;

результатов деятельности проверяемых объектов в предшествующий период или работы других организаций или учреждений,  которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования средств местного бюджета или выполняют аналогичные виды работ;

материалов соответствующих государственных статистических данных.

5.3.3.     Качество результатов аудита эффективности в значительной мере зависит от точного определения критериев оценки эффективности, которые должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.

Критерии являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования средств местного бюджета  и деятельности объектов проверки, отражают их особенности и соответствуют целям аудита эффективности.

Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, ко­торые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интер­претациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита эффективности.

Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с критериями оценки эффективности, использованными при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования средств местного бюджета  или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.

Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности использования средств местного бюджета  в соответствии с поставленными целями аудита эффективности.

5.3.4.Количество критериев оценки эффективности в каждом аудите эффективно­сти может быть различным в зависимости от особенностей предмета аудита эффектив­ности и деятельности проверяемых объектов. Необходимо, чтобы состав критериев был достаточным для формирования обоснованных заключений и выводов по результатам аудита эффективности в соответствии с поставленными целями.

5.3.5.В процессе выбора критериев целесообразно обсудить и желательно согласо­вать с руководством объектов проверки и других заинтересованных государственных ор­ганов перечень критериев, включаемых в программу аудита эффективности, который бу­дет применяться для оценки эффективности использования средств местного бюджета.

В случае отказа руководителей объектов проверки и других заинтересованных го­сударственных органов согласовать указанный перечень критериев или отдельные кри­терии данный вопрос вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

5.4. Способы проведения аудита эффективности

5.4.1.     В ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы проведения аудита эффективности. 

Способы осуществления аудита эффективности могут быть различными в зависи­мости от содержания его предмета, особенностей деятельности объектов проверки, а также целей конкретного аудита эффективности.

5.4.2.     Аудит эффективности осуществляется посредством проверки и анализа:

а) организации использования средств местного бюджета;

б) результатов использования средств местного бюджета;

в) отдельных аспектов использования средств местного бюджета  в проверяемой
сфере или в деятельности проверяемых объектов.

5.4.3.     Проверка и анализ организации использования средств местного бюджета являются, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффективности. Проверяются и анализируются системы управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования средств местного бюджета  в соответствии с установленными критериями.

Определяются наличие, надежность и результативность функционирования на про­веряемых объектах внутреннего контроля, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования средств местного бюджета. Как правило, тщательно изучаются и проверяются только те элементы систе­мы контроля, в которых может существовать высокая степень риска их ненадежности. Кроме того, при проверке необходимо учитывать влияние того или иного элемента сис­темы контроля на достижение запланированных результатов.

В случае, если установлено, что система внутреннего контроля функционирует достаточно эффективно, можно предполагать, что конечные результаты, достигну­тые в проверяемой сфере использования средств местного бюджета  или в работе про­веряемого объекта, являются вполне удовлетворительными и не требуют специаль­ной проверки.

5.4.4.     При анализе результатов использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов, причем на начальном этапе проверяются и изучаются результаты работы, а не применявшиеся для их достижения методы или процессы. Для такого подхода необходимы соответствующие критерии в целях качественной и количественной оценки достигнутых результатов использования средств местного бюджета.

Если достигнутые результаты деятельности объекта проверки являются неудовле­творительными, то есть установлено, что они не соответствуют установленным кри­териям оценки эффективности, проверка должна быть продолжена в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин, которые привели к неудовлетво­рительным результатам.

Если в ходе проверки установлено, что результаты оказались удовлетворительны­ми, это означает минимальный риск наличия серьезных недостатков в проверяемой сфере использования средств местного бюджета  или в деятельности объекта проверки. В этом случае определяется наличие резервов для получения более высоких результа­тов и формулируются соответствующие рекомендации по повышению эффективности использования средств местного бюджета.

5.4.5.     Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использования средств местного бюджета необходимо выбирать такие конкретные аспекты в проверяемой  сфере или в деятельности объектов проверки, результаты проверки и анализа которых дают возможность не только сделать обобщенные выводы об эффективности использования средств местного бюджета  в рамках предмета аудита эффективности, но и могут
быть использованы для повышения эффективности использования средств местного бюджета  во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учреждений в данной сфере.

Выбор конкретных аспектов использования средств местного бюджета  осуществля­ется с учетом степени их влияния на результаты использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере или на деятельность объектов проверки и определяется целями и вопросами аудита эффективности. Если в результате проверки и анализа вы­бранных аспектов выявлены серьезные недостатки и проблемы, это может быть веским основанием для вывода о неэффективном использовании средств местного бюджета  в рамках предмета аудита эффективности.

5.4.6.     Способы проведения аудита эффективности могут применяться в различном сочетании в зависимости от поставленных целей. На основе выбранных способов проведения аудита эффективности определяются методы осуществления проверки, сбора и анализа фактических данных и информации в соответствии с установленными критериями оценки эффективности.

5.5. Программа проведения аудита эффективности

5.5.1.По результатам предварительного изучения подготавливается проект программы аудита эффективности, а также, в случае необхо­димости, аргументированные предложения об уточнении или изменении его наимено­вания и объектов аудита эффективности.

В программе проведения аудита эффективности, в дополнение к содержанию ука­занной программы контрольного мероприятия, по каждой его цели приводится (при их использовании) перечень установленных критериев оценки эффективности.

6. Проведение проверки на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации

6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации

6.1.1.     Фактические данные и информация о результатах использования средств местного бюджета  собираются посредством проведения проверки деятельности объектов аудита эффективности, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к его предмету, в том числе получаемых из других различных источников.

На основе анализа этих данных формируются доказательства, которые использу­ются для того, чтобы:

определить, соответствуют ли результаты использования средств местного бюджета  и деятельности проверяемых объектов установленным критериям оценки эффективности;

обосновать заключения о выявленных недостатках и сделать выводы по результа­там аудита эффективности;

выявить возможности для совершенствования деятельности проверяемых объектов и повышения эффективности использования средств местного бюджета, а также сфор­мулировать соответствующие рекомендации.

В составе доказательств также должны использоваться фактические данные и ин­формация, собранные в процессе предварительного изучения предмета аудита эффек­тивности и проверяемых объектов, полученных на этапе проведения проверки.

6.1.2.     В отличие от финансового аудита, в котором доказательства подтверждают выявленные факты нарушения нормативных правовых актов, доказательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов проверки, которые приводят к неэффективному использованию ими средств местного бюджета.

Для того, чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и вы­водов по результатам аудита эффективности, были убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (финансовой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разно­образных формах, совокупность которых включает материальные, документальные, устные и аналитические доказательства.

Процесс сбора фактических данных должен быть организован таким образом, что­бы заключения и выводы по итогам аудита эффективности, сделанные на основе соб­ранных доказательств, были способны выдержать критический анализ.

6.1.3. Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с требования­ми Положения о проведении ревизий и проверок Счетной палатой, устанавливающего общие правила проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.

6.2. Методы получения информации

6.2.1.Аудит эффективности может проводиться с использованием различных мето­дов получения и анализа информации, выбор которых осуществляется таким образом, чтобы их применение обеспечивало возможность получения исчерпывающих доказа­тельств, позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.

6.2.2.Источниками первичной информации могут быть фактические данные, полу­ченные посредством проведения обследования, которое представляет собой метод сбо­ра данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к предме­ту или деятельности объектов аудита эффективности.

При решении вопроса о проведении обследования следует учитывать:

насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;

наличие уже существующей информации по данной проблеме в других организа­циях, занимающихся сбором соответствующих данных и имеющих результаты прове­денных обследований, которые касаются предмета аудита эффективности;

возможность осуществления такой выборки респондентов, которая позволит сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;

наличие ресурсов, необходимых для проведения обследования.

Обследование может проводиться непосредственно инспекторами или привлечен­ными специалистами. Должны быть подготовлены соответствующие формы и другие необходимые материалы, а также осуществлена обоснованная выборка объектов обсле­дования. В рабочих документах необходимо четко описать методику, использованную в процессе обследования.

7. Подготовка и оформление результатов аудита эффективности

7.1. Заключения и выводы

7.1.1. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать со все­стороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (дока­зательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах и рабочих документах, с утвержденными критериями оценки эффективности. По результатам это­го сравнения следует подготовить заключения, которые должны указывать, в какой степени результаты использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют критериям оценки эффективности.

Если реальные результаты использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере и организация деятельности объектов проверки соответствуют установленным критериям, это означает, что средств местного бюджета используются с достаточной степенью эффективности. Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения организации деятельности объектов проверки по исполь­зованию средств местного бюджета. В случае выявления недостатков заключения долж­ны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании средств местного бюджета  в проверяемой сфере или объектами проверки.

7.1.2. При проведении сравнительного анализа и подготовке заключений по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надежными доказательствами сделанных заключений. На основе заключений формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита эффективности, которые должны:

содержать характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере или дея­тельности объектов проверки от критериев оценки эффективности, установленных в программе аудита эффективности;

определять причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию средств местного бюджета, и последствия, которые эти недостатки вле­кут или могут повлечь за собой;

указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные недостатки;

включать общую оценку степени эффективности использования средств местного бюджета  исходя из целей аудита эффективности.

Заключения о соответствии фактических результатов использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки установ­ленным критериям оценки эффективности, а также сделанные на их основе выводы подготавливаются в произвольной форме в составе рабочей документации по прове­дению аудита эффективности.

7.1.3. Если в ходе проверки получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:

определить, имеют ли эти данные случайный характер или же они свидетельст­вуют о наличии общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки;

оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования средств местного бюджета  в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки;

установить причины наличия данной проблемы, для того, чтобы подготовить соот­ветствующие рекомендации по ее решению;

проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом проверки, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;

обсудить данную проблему с экспертами и руководством объекта проверки;

собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.

На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам проверки. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчете о результатах аудита эффективности.

7.2. Рекомендации

7.2.1. Подготовка рекомендаций является завершающей процедурой формирования результатов аудита эффективности. В случае, если в ходе проверки выявлены недостат­ки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчет о результатах аудита эффективности.

Если результаты использования государственных средств в проверяемой сфере или объектами проверки соответствуют установленным критериям и могут быть при­знаны вполне удовлетворительными, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования средств местного бюджета. Необходимо, основываясь на заключениях и выводах, сделанных по резуль­татам аудита эффективности, находить эти возможности и разрабатывать соответст­вующие рекомендации по совершенствованию деятельности объектов проверки в це­лях повышения эффективности использования средств местного бюджета.

7.2.2. Содержание рекомендаций должно соответствовать поставленным целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам аудита эффективности. Рекомендации необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:

направлены на устранение причин существования выявленного недостатка или проблемы;

обращены в адрес объектов проверки, государственных органов, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;

ориентированы на принятие объектами контроля конкретных мер по устранению выявленных недостатков;

экономически эффективными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду;

направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;

четкими и простыми по форме.

7.2.3. Формулировки рекомендаций должны быть достаточно конкретными, но без излишней детализации. В рекомендациях, как правило, излагаются в общих чертах конкретные вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и рассмотреть для  принятия соответствующих решений. Достаточно лишь указать, что в принципе необходимо сделать объекту проверки или вышестоящей организации для устранения недостатков и решения выявленных проблем. При этом содержание рекомендаций должно быть таким, чтобы можно было проверить их выполнение.

Вопрос о разработке конкретных практических мер по устранению недостатков в деятельности объектов проверки и повышению эффективности использования средств местного бюджета, как правило, должен решаться непосредственно их руководством. Между тем, если по результатам проверки установлена необходимость осуществления очевидных мероприятий по повышению эффективности использования средств местного бюджета, они должны быть рекомендованы руководству объекта проверки.

7.2.4. Количество рекомендаций определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необходимо руководствоваться правилом, что лучше сделать немного, но наиболее важных рекомендаций, чем предложить большое количество незначительных рекомендаций, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей отчетов от ключевых результатов аудита эффективности.

7.3. Отчет о результатах аудита эффективности

7.3.1. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности явля­ются завершающей процедурой его проведения.

Для того чтобы обеспечить надлежащее качество отчета о результатах аудита эф­фективности, его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного со­ставления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчета, основу которой могут составить результаты предварительного изучения пред­мета и объектов проверки, а также программа аудита эффективности. По мере получе­ния доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими материалами и к концу проведения проверки формируется предварительный проект отчета.

7.3.2.Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными целями и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее суще­ственные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании средств местного бюджета, а также указывать конкретные причины и обнаруженные или возможные последствия выявленных недостатков.

7.3.3.Для более объективной оценки результатов использования средств местного бюджета  в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выяв­ленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, информация о которых могла бы быть использована другими государственными органами и организациями для совершенствования их дея­тельности в целях повышения эффективности использования средств местного бюджета.

7.3.4.  Одновременно с проектом отчета подготавливаются проекты соответствующих документов, содержащих основные выводы по результатам аудита эффективности и ре­комендации по повышению эффективности использования средств местного бюджета,, в адрес руководителей проверенных объектов и органов государственной власти, в ком­петенции которых находится решение поставленных вопросов, а также информационных писем в адрес государственных органов, организаций и учреждений, заинтересованных в результатах аудита эффективности.

    Поиск по сайту