Инзенский район Ульяновской области

Поиск по сайту

Как заявить налоговые смягчающие обстоятельства

Как известно, выездная или камеральная проверка чаще всего заканчиваются начислением налогов, пени и штрафов. Но не всегда налогоплательщики могут возразить по существу совершенного нарушения, поскольку «увы, виноваты...». И вот тут приходят на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:
- при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф может быть уменьшен минимум в два раза (п.3ст.114НКРФ);
- перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в п.1 ст.112НК РФ, не является исчерпывающим пп.3 п.1 ст.112НК РФ, поэтому налогоплательщик может указать иные, не указанные в данной статье обстоятельства, которые по его мнению являются смягчающими.
При этом, необходимо помнить, что признание не указанных в п.1 ст.112НК РФ обстоятельств смягчающими - это право, а не обязанность суда или налогового органа (Постановление ФАС ВСО N А74-4786/2011; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2014 по делу № А05-8253/2013). Наличие наряду со смягчающими отягчающих обстоятельств не является основанием для отказа в снижении штрафа (Постановление ФАС УО N Ф09-3151/11).
Смягчающие обстоятельства не снижают размер пеней.
Согласно имеющейся арбитражной практики, смягчающими вину обстоятельствами могут быть "универсальными", "специфическими" и "индивидуальными".
"Универсальные" - на эти обстоятельства могут ссылаться как организации и ИП, так и физические лица независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся, например:
- привлечение к налоговой ответственности впервые (Постановление ФАС ДВО № Ф03-5882/2011; ФАС ЗСО №А46-15485/2011; ФАС МО №А40-41701/11-91-182;Постановления ФАС ПО от 11.04.2013г. по делу №А72-5427/2012; ФАС ВВО от 05.03.2012г. по делу №А28-7219/2011; ФАС ВСО от 28.04.2010г. по делу №А69-2291/2009);
- отсутствие умысла на совершение нарушения(Постановления ФАС МО №КА-А40/8428-11; ФАС ЦО №А35-12974/2010; ФАС УО №Ф09-6797/12).
- признание вины (Постановления ФАС ДВО №Ф03-6045/2011; ФАС ВСО №А33-14958/2009; 3 ААС №А74-1782/2010; 14 ААС №А05-9841/2010; 8 ААС №А81-4424/2010);
- тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документально (Постановления ФАС ПО №А12-11813/2010; ФАС ВСО №А58-8201/10; ФАС ЗСО №А27-9089/2010; ФАС МО №А40-90732/11-91-391), в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала) (Постановления 6 ААС №06АП-5792/2011; ФАС УО №Ф09-9907/11), признание компании банкротом (Постановление ФАС ВВО №А79-7505/2010) либо нахождение в предбанкротном состоянии (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала)(Постановление ФАС УО №Ф09-5854/12);
- статус бюджетного учреждения или градообразующего предприятия(Постановления ФАС ЗСО №А46-15485/2011; ФАС ВСО №А33-17923/2011; ФАС СЗО №А44-2249/2011; Постановления 6 ААС №06АП-5792/2011; ФАС ЗСО №А27-4466/2011);
- ведение социально значимой деятельности, например, в таких сферах, как:
- строительство и ремонт социальных объектов (Постановления ФАС ВВО №А82-16380/2009; ФАС УО №Ф09-6468П2; 7 ААС №07АП-2311/2012.);
- ЖКХ (Постановления ФАС ВСО №А33-7052/2009; ФАС СКО №А32-13738/2009-46/131);
- НИОКР (Постановление 7 ААС №07АП-2311/2012);
- производство сельхозпродукции (Постановление 14 ААС №А05-1394/2010; ФАС ЗСО ;А45-10730/2010; 7 ААС №07АП-3098/11).
"Специфические" обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.
Просрочка сдачи декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ):
- несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести допущенного нарушения (Постановления ФАС МО №КА-А40/8428-11; ФАС ДВО №Ф03-5669/2010; ФАС СЗО № А26-10442/2011), поскольку никакого ущерба бюджету оно не нанесло. Ссылаться на это имеет смысл, только если к моменту сдачи декларации исчисленный налог полностью уплачен или заявленная в декларации сумма к уплате составляет 0 руб.;
- незначительность периода просрочки.
Непредставление в инспекцию документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) либо запрошенных в рамках встречной проверки (ст. 129.1 НК РФ):
- значительный объем затребованных документов;
- необходимость представлять в тот же период документы еще по нескольким требованиям;
- принятие налогоплательщиком активных мер по исполнению требования ИФНС (к примеру, при большом количестве запрошенных документов представление их частями);
- незначительный период просрочки (Постановления ФАС ЗСО №А27-13437/2011; ФАС МО №А40-101990/11-107-434, А40-89503/11-99-406).
"Индивидуальные" обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:
- нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены) (Постановления ФАС ЗСО №А67-2612/2010; ФАС ЦО №N А68-467/2011, А48-4035/2009; ФАС ДВО №Ф03-5882/2011);
- наличие инвалидности (Постановление ФАС СЗО №А56-28829/2011.);
- преклонный (пенсионный) возраст (Постановления 5 ААС №05АП-9583/2011; 8 ААС №А75-6045/2009; 18 ААС №18АП-723/2012; ФАС СЗО №А21-4337/2010);
- серьезная болезнь самого ИП или его близких родственников (Постановления ФАС ДВО №Ф03-6398/2010, Ф03-3388/2011; ФАС СЗО №А66-5375/2011; 18 ААС №18АП-723/2012; ФАС УО N Ф09-556/12);
- тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательств (Постановления ФАС ЦО №А35-8710/2010; ФАС УО №Ф09-2465/10-С3).
Все имеющиеся смягчающие обстоятельства необходимо четко и грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию или в вышестоящий налоговый орган:
- если нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки - в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (пункт 6 статьи 100 НК РФ);
- если нарушение выявлено не в рамках проверки - в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении факта правонарушения пункт 5 статьи 101.4 НК РФ;
- если инспекцией вынесено решение без учета смягчающих вину обстоятельств или по мнению налогоплательщика недостаточно снижены санкции, решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (в данном случае в УФНС России по Ульяновский области, через налоговый орган, чье решение обжалуется) в апелляционном порядке в течении месяца, со дня получения решения налогового органа, в иных случаях в течении одного года со дня получения решения.

    Новости