Поиск по сайту

Трудовые подвиги и достижения жителей Инзы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941-1945 гг.; 1945-1950 гг.) (Архивная справка)

В тяжелое время Великой Отечественной войны в армию ушло 16 тысяч инзенцев. И в самой Инзе, и в окрестных селах остались женщины, старики, дети. Они и должные были заменить ушедших на фронт на полях и фермах, у станков, на заготовках леса. Стране, фронту нужен был хлеб, нужен был лес. Изнуренные трудом женщины и подростки трудились не жалея сил. Они знали: на фронте труднее, помнили, что помогают мужьям, отцам, старшим братьям. Создавались дополнительные бригады и рабочие группы для бесперебойной работы. Все делалось для того, чтобы работа не прерывалась ни на час.

В городской черте Инзы в военные годы работал «железнодорожный» совхоз, который обеспечивал и город, и район натуральной сельхозпродукцией. Эту же продукцию Инза поставляла на фронт. На полях работали учащиеся старших классов городских школ.

Двум городским школам (железнодорожной школе №19 и школе №3) в годы войны было отведено особое значение. В этих учебных заведениях в годы войны располагались эвакогоспитали для раненых бойцов фронта.

В период 1941-1945 гг. Инза в Инзу прибыло порядка 20 тысяч беженцев и лиц из западных регионов СССР, в их числе - эвакуированные специалисты, которые, в последующем, стали работать на развитие городских предприятий и железнодорожного узла ст. Инза.

В 1946 году Инза стала городом. В первые послевоенные годы предприятия Инзы много сделали для восстановления разрушенных войной районов. Инза отправляла деревянные сборные дома и десятки тысяч рудничных стоек для шахт Донбасса, продукцию диатомового комбината для вставших из руин заводов и электростанций.

В послевоенные годы сильно вырос железнодорожный узел, были построены новые школы, клубы, детские сады и ясли. Рабочие и служащие коллектива узла станции Инза в этот период также работали с удвоенной силой. Здесь можно отметить немало замечательных людей и тружеников. За долголетнюю и образцовую работу награждены орденами Трудового Красного Знамени Штрымов Степан Григорьевич, Емелин Федор Сергеевич, Казаков Федор Петрович и др.

Конечно же,  годы Великой Отечественной войны стали тяжелым испытанием для инзенских железнодорожников. Не хватало людей, и очень часто приходилось работать по две, по три смены. Часто не хватало паровозов. Не было запасных деталей для ремонта. А грузы не ждали. Победа ковалась и здесь, на тыловой станции. При депо  был организован чугонолитейный цех. Инициатором важного, трудного дела был Александр Васильевич Валилов. Отливками снабжали и соседнее депо. Депо и станция Инзенского железнодорожного узла в день 24-й годовщины Октября (1941 год) получили переходящие Красные знамена за образцовую работу.

Здесь, как на многих предприятиях, в военные годы наблюдались кадровые проблемы. Даже на паровозы приходилось ставить вместо ушедших на фронт, женщин. Помощниками машинистов депо Инзенского железнодорожного узла в те годы работали М. Крыжина, М. Михалькова, Н. Зайцева, М. Фролова, на углеподъемном кране - М.С. Шарогина. Пятнадцатилетними пареньками пришли работать в депо в 1943 году Н.О. Лансков, А.Н. Лансков, В.С. Лыдин, П.Я. Колочаров, В.Г. Иванов и другие.

В депо в это же время стали поступать паровозы серии Ел с Дальневосточных дорог. Здесь они собирались, растапливались и отправлялись на прифронтовые дороги.

В связи с приближением фашистских войск к Москве, депо получило задание  на изготовление из рельс противотанковых надолбов и устройство газоубежища.

Несмотря на трудности с продовольствием, все работали, не считая своего времени, не зная отдыха. Локомотивные бригады по несколько суток не сходили с паровозов. Слесари также по несколько дней не уходили домой, работали не покладая рук под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!».

Несмотря на отдаленность линии фронта, в ночное время все работы на путях и в помещения производились при полной светомаскировке.

В начале войны, на прикрепленных паровозах, отправились на фронт машинист Н.И. Карпов, помощник машиниста М.Н. Комлев, кочегар Рябцев, машинисты П.Н. Титагин, А.В. Воронин. Они доставляли эшелоны с войсками и боеприпасами на Смоленско-Витебском направлении.

В конце 1941 года депо было дано задание - приступить к организации своего чугонолитейного цеха. Первое и второе стойла были заняты под литейных цех, где была установлена вагранка производительность 500 тонн литья в год. Первое время все работы в литейном цехе выполнялись вручную, в тяжелых условиях (загазованность).

После реконструкции и оборудования литейных цех стал обеспечивать запасными частями не только депо Инзы, но и все предприятия Куйбышевской железной дороги. Кроме тормозных колодок и колосников, литейных цех освоил изготовление более сложных деталей (арматурное литье и ребристые батареи парового отопления).

В годы войны у ремонтников широкое распространение получили такие передовые методы в работе, как многостаночное обслуживание и овладением смежными профессиями.

Коллектив депо многое сделал для того, чтобы приблизить Победу. Неоднократно проводились сборы денежных средств, теплой одежды и обуви фронтовикам и их семьям. Партия и Советское правительство высоко оценило труд коллектива депо в годы Великой Отечественной войны. Почти все рабочие, служащие и инженерно-технические работники были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Все вернувшиеся после окончания войны также были удостоены высоких правительственных наград.

Послевоенные годы составили новый период бурного развития страны. Большие изменения произошли в депо Инза. Локомотивные бригады в это время уже переводятся на хозяйственный расчет, основанный на материальном стимулировании его участников. Чем меньше были затраты  на содержание и ремонт, тем больше составляла сумма премии участникам хозрасчета. Поэтому локомотивные бригады весь мелкий и большой ремонт старались выполнять собственными силами, не отвлекая слесарей от других работ.

За достижение высоких показателей в работе коллективу депо Инза Управлением дороги неоднократно присуждались первые места в соревновании и переходящие Красные Знамена.

Ковало победу и другое градообразующее предприятие - деревообрабатывающий завод. Это одно из старейших предприятий района. Во время войны здесь также женщины и подростки заняли места ушедших на фронт. Работали часто по две смены. Не положено было интересоваться, для чего они делают крепкие зеленые ящики, но и так все знали, что упакованы в эти ящики будут не игрушки и не модные туфельки. После войны завод помогал восстанавливать разрушенные врагом районы. Инзенские  стандартные двух-, четырех- и восьмиквартирные дома много лет верой и правдой служили жителям Украины, Белоруссии, Северного Кавказа.

На заводе немало передовиков, награжденных орденами и медалями: Татьяна Ивановна Зеленцова (орден Трудового Красного Знамени), Анастасия Степановна Тюльпенева, Надежда Михайловна Казакова (орден Трудового Красного Знамени), Галина Семеновна  Семагина, Валентина Петровна Трошкина, Марина Ивановна Фуфаева, Антонина Алексеевна Елчева, Александра Степановна Сараева (орден «Знак Почета»),

Орденами Трудовой  Славы  третьей степени награждены Виктор Степанович Масленин и Василий Павлович Кузенков. За доблестный труд орденом Трудового Красного Знамени награжден кузнец Николай Григорьевич Сазонов. Медалью «За трудовую доблесть», Почетным знаком «Ударник 9 пятилетки» награжден Иван Архипович Старкин.

Немало в истории древзавода было людей, которые начали работать будучи подростками. Так, 15-летней девчонкой в декабре 1942 года пришла работать на завод Татьяна Ивановна Муркаева. Началом ее карьеры стал лесопильный цех. Работа была тяжелой. Лесоматериалы возили в начале вручную на вагонетках, позже - на лошадях и мотовозах. Работал в войну завод по напряженному графику: с 6 утра и до 18 часов вечера - в первую смену; с 18 до 3 часов утра следующего дня - во вторую. Начало и конец рабочего дня, а также обеденный перерыв отмечался заводским гудком. Если же возникала необходимость в срочной отгрузке продукции на фронт, почти весь завод отправлялся в пакгауз на погрузочные работы.

Как пишет в своих «Записках заводского старожила» А.М. Слякин, «...Поступавшие на пакгауз пиломатериалы с роспусков и вагонеток загружали в вагоны. Начальником погрузки в военные годы был Суворов Михаил. В 1943 г. я, в возрасте 12 лет, во время школьных каникул, приходил работать на погрузку. Помню, насколько было трудно: пиломатериал был сырым и очень тяжелым, а грузить его приходилось вручную. На погрузке в то суровое время работали в основном женщины и подростки. На заводе была своя пекарня, и после тяжелейшей смены работники получали хлеб, но для этого нужно было отстоять большую очередь.

Все труженики завода, и стар, и млад, работали под девизом: «Все для фронта, все для Победы!». Жаловаться на трудности у нас не было принято. Каждый понимал, что его труд нужен его семье, городу, стране. Каждый работник того времени трудился на разных участках, обучаясь при этом смежным профессиям. Например, такие замечательные труженики, как Кузенков Василий Павлович и Старкин Иван Архипович овладели практически всеми профессиями основного производства.

Кроме производства пиломатериалов, Инзенский лесозавод в годы войны освоил выпуск военной продукции: в строгальном и тарном цехах изготавливались ящики для снарядов и патронов. В строгальном цехе трудились Зудин Борис, Гусев Илья, Кузин Александр, Зубкова Галина. В тарном цехе - мастера Златкин Илья Маркович, Рысева Ольга Ивановна, рабочие Кузина Валентина, Цыкина Пелагея, Глухих Тамара, Блинова Пелагея, Зубкова Анастасия, Чичкина Таисия, Муркаева Татьяна, Гусева Антонина, Юрасова Таисия. Тарный цех, в котором после войны работала молодежная бригада под руководством Златкина Ильи Макаровича, выпускал в годы войны ящики под снаряды. В цехе трудились Рысева Ольга, Кузина Валентина, Цыкина Пелагея, Глухих Тамара, Блинова Пелагея, Зубкова Анастасия, Чичкина Таисия. На шипорезных станках работали Зеленцова Татьяна, Гусева Антонина, Юрасова Таисия; в строгальном цехе - Зудин Борис, Гусев Илья, Кузин Александр, Зубкова Галина.

Война была тяжким испытанием для всех: карточная система, очереди за хлебом, тяжелый физический труд, часто в две смены и без выходных. Но в то время была на заводе удивительная атмосфера единения, дружбы и взаимопомощи. Труженики завода в суровое время не падали духом, они ни на минуту не сомневались в победе и своим героическим трудом приближали ее!..».

Огромный вклад в Победу в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы внес и Диатомовый комбинат. В Инзе он начал работать с 1928 года. В годы Великой Отечественной войны комбинат находился в довольно тяжелых условиях. Трудно было с механизацией, сказывался недостаток квалифицированных кадров.

В 1941 году в Инзу были эвакуированы заводы треста «Главтермоизоляция». Это привело к дальнейшему расширению добычи и производства на Инзенском месторождении, что диктовалось необходимостью военного времени.

В 1945 году  месторождение разрабатывалось двумя карьерами треста «Оргэнерго» и одним карьером  треста «Термоизоляция». Они были объединены  в «Инзенский диатомовый комбинат». Вместе со страной комбинат преодолел все тяготы и невзгоды военного лихолетья, и в этом заслуга его замечательных тружеников, наших земляков.

В тяжелом 1942 году начинали свой трудовой путь на предприятии совсем юные Екатерина Федоровна Кочеткова и Николай Алексеевич Дмитриев. Вместе с другими диатомовцами они работали  на победу в тылу. Их добросовестный труд отмечен высокой правительственной  наградой - орденом Трудового Красного Знамени. Этим же орденом награждены Николай Николаевич Прохоров, Нина Михайловна Федулова, Антонина Дмитриевна Карсакова. А всего награждены орденами и медалями 35 работников Диатомового комбината.

Работник предприятия Сергей Дмитриевич Равин за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании в дни Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков была награжден Почетной грамотой Народного комиссариата местной промышленности РСФСР, датированной 1945 годом. В послевоенные годы он стал автором собственного промышленного изобретения, которое было зарегистрировано уже в 1955 году в Госреестре изобретений СССР за №99699.   

Новый толчок в развитии комбинат получил в послевоенные годы. Ежегодно наращивались производственные мощности, приобреталось и устанавливалось новое оборудование. Предприятие становится уникальным в стране.

Нельзя не отметить и работу в годы Великой Отечественной войны Инзенского пенькозавода. Он открыт  в Инзе в 1931 году (с 1963 года стал именоваться как Инзенская фабрика нетканых материалов). 

Сырье на завод в те годы поступало из окрестных сел, из Богдашкинского, Карсунского районов. Пеньку и  в военные годы, и после окончания войны  отправляли на канатные фабрики в Харьков, в Ленинград.

Предприятие гордилось именами своих тружеников. Среди них - Татьяна Яковлевна Радаева, которая проработала здесь с марта 1942 года по январь 1973 года. Она была в числе тех, благодаря кому в больших промышленных объемах Инза выпускала пеньковолокно, которое шло на канатные и шпагатные фабрики. Т.Я. Радаева неоднократно отмечалась почетными грамотами за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании.

Как показывает летопись истории, Инза в годы Великой Отечественной войны внесла значительный вклад в приближение Победы, ее предприятия работали в полную силу для своевременного обеспечения фронта своей продукцией, материалами и ресурсами. Люди, не считались со временем, работали  сутками, не зная ни сна, ни отдыха, потому что понимали именно от них (от каждого, кто трудится здесь, в тылу) зависит успех на войне.

Они сделали все возможное, чтобы наша страна победила фашизм. И это случилось в победном мае 1945 года.

Трудовые подвиги инзенцев не будут забыты, ведь о них по сей день помнят ныне живущие - их дети, внуки и правнуки... Они гордятся своей Инзой, ее большими достижениями и трудовой славой. 

В заключение хочется отметить, что Инза всегда была большой и богатой «кузницей» кадров. Среди наших земляков-инзенцев немало партийных, советских, российских и хозяйственных деятелей, которые внесли большой вклад в развитие страны в Куйбышев, Ульяновск, Москву... Среди них - Герой Социалистического Труда Юрий Дмитриевич Воронин, Заслуженный землеустроитель, Заслуженный работник высшего образования, почетный профессор Государственного университета землеустройства Виктор Павлович Троицкий, «Заслуженный машиностроитель РСФСР» Олег Александрович Волков, первый секретарь Ульяновского обкома  ВЛКСМ, член  ЦК ВЛКСМ Сергей Егорович Марьин, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Ульяновской области Александр Петрович Цыкин и многие другие.

Основание: учетные данные.

Начальник архивного отдела

Администрации МО «Инзенский район»                                        В.Н. Васянин

    Поиск по сайту