Поиск по сайту

Государственный мониторинг земель

В соответствии со статьей 67 Земельного Кодекса Российской Федерации задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

При мониторинге использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель в соответствии с их целевым назначением. Полученные сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

При мониторинге состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельных угодий за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Вопросы мониторинга земель для муниципальных районов весьма актуальны, поскольку загрязнение и захламление промышленными и бытовыми отходами в той или иной мере наблюдается на землях всех категорий, в том числе на землях населенных пунктов и прилегающих к ним территориях. Чаще всего в непосредственной близости к населенным пунктам можно встретить несанкционированные свалки, которые занимают значительные площади земель, загрязняющие эти земли и другие компоненты окружающей среды.

Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве" установлена обязательность проведения работ по изучению состояния земель, почвенных, геоботанических и других обследований, оценке качества земель, инвентаризации земель, проведения рекультивации земель в случае необходимости восстановления плодородия почв, будь то размещение несанкционированных свалок, использование земель не по целевому назначению, либо нарушение плодородного слоя почвы, ввиду строительных и иных работ, с целью создания на нарушенных землях условий для дальнейшего их использования в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, рекреационных, иных природоохранных целях. К сожалению, в последние годы масштабные работы по подготовке проектов по улучшению, защите земель и почв от эрозии, загрязнения, прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов, требующие серьезного финансирования, не проводятся.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении всех видов строительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли (если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы), осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель, в которых определяются обязательные для выполнения правообладателями земель, мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны земель.

При любом строительстве: будь то большой объект, линейное сооружение или дом, сарай, гараж, а так же при разработке карьеров, верхний плодородный слой почвы должен сниматься и складироваться для обеспечения дальнейшего его использования по назначению. Об этом следует помнить каждому правообладателю земельных участков.

Доступ к информации о результатах государственного мониторинга земель осуществляется на безвозмездной основе посредством обращения к материалам государственного фонда данных, полученных при проведении землеустройства (ГФД), а также путем ознакомления информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

 

Заместитель начальника Межмуниципального отдела

по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области   

А.В.Салихова

 

    Новости