Инзенский район Ульяновской области

Поиск по сайту

Итоги осуществления государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Ульяновской области

Управлением Росреестра по Ульяновской области подведены основные итоги деятельности по осуществлению государственного земельного надзора за 2017 год.

В 2017 году, так же, как и в 2016, в результате реализации законодательных нововведений, направленных на снижение административной нагрузки на добросовестных землепользователей наблюдается тенденция уменьшения количества плановых проверок.

Так на 2017 год было запланировано 816, что на 48,5% меньше, чем на 2016 год (1586).

С учетом указанного обстоятельства общее количество проведенных Управлением в 2017 году плановых и внеплановых проверок составило 1348, что на 24 % меньше чем в 2016 году (1782 проверок).

Принимая во внимание действующие до 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства, на 2018 год Управлением не запланировано ни одной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства и подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью Ульяновской области.

Так же на снижение количества запланированных на 2018 год проверок повлияло и то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 №943 в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, внесены изменения, предусматривающие проведение проверок соблюдения земельного законодательства на основании оценки риска совершения противоправных действий при использовании земельных участков.

Отнесение земельных участков к одной из категорий риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора.

В планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть включены юридические лица и индивидуальные предприниматели, земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска.

Снижение количества проверок нельзя расценивать как ослабление деятельности по выявлению и пресечению нарушений в сфере земельного законодательства. В настоящее время следует говорить о некоторой переориентации способов осуществления государственного земельного надзора.

Всё чаще государственными инспекторами по использованию и охране земель контрольно-надзорные мероприятия осуществляются дистанционными способами, их доля неуклонно растет.

Так, количество осуществленных государственными инспекторами по использованию и охране земель административных обследований в 2017 году составило 574, что на 6,5% больше, чем в 2016 году (539).

Управление Росреестра по Ульяновской области напоминает, что главной особенностью административного обследования является то, что его проведение осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений (земли, земельных участков или их части) и доступа должностных лиц на обследуемые объекты.

При этом, административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность административного обследования.

В случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.

По итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 890 нарушений в сфере государственного земельного надзора (нарушения земельного законодательства, административные нарушения против порядка управления и посягающие на общественный порядок и общественную безопасность).

Привлечено к административной ответственности 339 правонарушителей, в том числе за нарушения земельного законодательства - 294.

Наложено штрафов в сфере государственного земельного надзора на сумму 1398,91 тыс.руб., из которых за нарушения земельного законодательства - 1031,31 тыс.руб.

Если анализировать характер выявленных на территории Ульяновской области нарушений земельного законодательства, то основным нарушением из года в год, по-прежнему является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Нарушения допускаются всеми категориями лиц. Наиболее типичными нарушениями со стороны граждан - домовладельцев являются случаи захвата земель общего пользования посредством организации на них огороженных палисадников, дополнительных огородов, строительства гаражей или надворных построек. Нарушения со стороны предпринимателей и юридических лиц обусловлены незаконным увеличением отведенных производственных площадей.

При этом, как показывает практика, о превышении площади правообладатели часто узнают еще при межевании земельных участков, либо в процессе обычной хозяйственной деятельности, однако данная информация ими в последующем игнорируется.

Значительное количество нарушений связано и со случаями приобретения домовладений с уже имеющимся самозахватом. В таких случаях обязанности по устранению нарушений возлагаются госземинспекторами Управления на новых землепользователей.

Управление в очередной раз обращает внимание землепользователей на то, что за самовольное занятие земель общего пользования (т.е. земель, занятыми площадями, улицами, проездами, тротуарами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими подобными объектами) установлены значительные размеры административных штрафов:

для граждан - от 5 000 до 10 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка);

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 200 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно занятого участка).

 

 

 

Главный специалист-эксперт

отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Ульяновской области

Н.Ю. Булычева

    Новости