Поиск по сайту

Об изменениях федерального и регионального законодательства о выборах и о задачах избирательных комиссий Ульяновской области в период подготовки к выборам 18 сентября 2016 года

Об изменениях федерального и регионального законодательства о выборах и о задачах избирательных комиссий Ульяновской области в период подготовки к выборам 18 сентября 2016 года

 

I. Обзор изменений в законодательстве о выборах.

В настоящее время вступил в силу ряд федеральных законов, вносящих изменения в законодательство о выборах.

 1. Федеральным законом от 15 февраля 2016 года № 29-Ф:

 Скорректировано право на назначение членов комиссий с правом совещательного голоса.

- кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, могут прекращать полномочия и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.

 Изменен существующий порядок направления наблюдателей и осуществления наблюдения.

- число наблюдателей от политических партий и кандидатов на избирательном участке ограничивается (не более двух в каждую комиссию). Они могут наблюдать за голосованием и подсчетом голосов поочередно, производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию;

 - вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии о направлении наблюдателей. Список наблюдателей представляется политической партией, иным общественным объединением, зарегистрированным кандидатом в соответствующую ТИК не позднее чем за 3 дня до дня голосования (не позднее 14 сентября 2016 года). В данном списке указываются номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется;

 - направление, выдаваемое наблюдателю, должно быть представлено в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (17 сентября 2016 года) либо в день голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, ранее представленном в вышестоящую избирательную комиссию;

 - разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их полномочия соответствующим образом приостановлены;

 - наблюдателям, а также лицам, имеющим право присутствовать при совершении избирательными комиссиями предусмотренных законодательством действий, должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования не менее чем за один час до начала голосования. За этими лицами закреплено право присутствия при голосовании и подсчете голосов избирателей и право свободного входа и выхода из помещения во время проведения такого подсчета;

 Вводится исключительно судебный порядок удаления наблюдателя и члена комиссии, которые нарушили закон в ходе голосования.

Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

 Также данным законом:

 - закреплены полномочия председателя комиссии давать обязательные для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжения, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе давать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса;

- уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам или его доверенное лицо наделяются правом присутствия при совершении избирательными комиссиями предусмотренных законодательством действий, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, уполномоченный представитель избирательного объединения также получили право присутствия на заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

 2. Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 65-ФЗ:

- вводится норма, согласно которой зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения (в лице зарегистрированных кандидатов, включенных в список кандидатов) обязаны участвовать (исключительно лично) в совместных агитационных мероприятиях (дебатах) на каналах вещания государственных и муниципальных организаций телерадиовещания;

 - предусматривается, что в случае нарушения требования об обязательном участии в дебатах кандидата, избирательного объединения, причитающееся им эфирное время передается оппоненту (оппонентам).

 3. Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ:

В случае совмещения дня голосования на региональных и муниципальных выборах с днем голосования на федеральных выборах, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится.

Это означает, что в Единый день голосования 18 сентября 2016 года при наличии уважительных причин (например, отпуск или командировка) с помощью открепительных удостоверений избиратели Ульяновской области смогут проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва, Губернатора Ульяновской области и депутатов представительных органов муниципальных образований.

 Изменяется порядок деятельности представителей СМИ.

 - Введена обязательная аккредитация журналистов для работы на избирательном участке (присутствие на заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей). Получить ее сможет журналист, который до дня официального опубликования решения о назначении выборов или референдума проработал в издании не менее двух месяцев по трудовому договору или возмездному гражданско-правовому договору. Порядок аккредитации СМИ устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Заявки на аккредитацию должны быть поданы редакциями СМИ в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Аккредитованные представители СМИ также вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии;

Урегулирован правовой статус сетевых изданий.

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1 определяет «сетевое издание» как «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который зарегистрирован в качестве средства массовой информации. В том случае, если интернет-сайт зарегистрирован как СМИ, то при организации предвыборной агитации через него следует использовать общие нормы законодательства о выборах, регулирующие агитацию на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. До этого сетевые издания в ходе избирательных кампаний выполняли нормы по аналогии с обычными СМИ, но оставались вопросы, в какие сроки они оказывают услуги по агитации, могут ли размещать агитматериалы кандидатов, могут ли они организовывать дебаты. Теперь все эти вопросы урегулированы 67-ФЗ;

 - для всех видов СМИ устанавливается единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования;

 - устанавливается, что агитационный период:

для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов.

для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.

для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться.

Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования;

 - список организаций телерадиовещаний и печатных изданий, которые обязаны представлять бесплатное эфирное время и печатную площадь, должен представляться в комиссию не позднее чем на десятый (было на пятый) день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. А избирательная комиссия должна опубликовать этот список на пятнадцатый (было на десятый) день после дня официального опубликования решения о назначении выборов;

 - конкретизируются условия предоставления бесплатных и платных эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов. В частности, запрещается изготовление печатных агитационных материалов по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

 - предусматривается представление в избирательные комиссии электронных образов предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде и копий документов об оплате их изготовления из соответствующего избирательного фонда.

 Также данным законом:

 - при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в отношении кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в избирательную комиссию представляются сведения, подтверждающие, что кандидатура отвечает установленным законодательством требованиям, в том числе о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации;

- к двум основаниям для приостановлении полномочий членов УИК (на соответствующих выборах близкие родственники и лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов) добавляются еще кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;

 - при указании сведений о судимости, нужно обязательно указывать не только номер и наименование статьи УК, но и части и пункты;

 - при образовании (определении) многомандатных избирательных округов в их схемах указывается количество депутатских мандатов, замещаемых в округе;

- исключается необходимость представления в избирательную комиссию протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде;

 - на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения (ранее было уведомление о выдвижении) списка кандидатов;

- в случае, если у выдвинутого в составе списка кандидатов либо в порядке самовыдвижения кандидата изменялись имя, фамилия или отчество, информация об этом представляется в избирательную комиссию при его выдвижении. В указанном случае прежние фамилия, имя, отчество кандидата также указываются в избирательном бюллетене.

Кроме того, если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате);

- основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов дополняются положением о том, что одним из таких оснований является его регистрация на данных выборах в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением;

- с трех до пяти дней увеличивается срок регистрации избирательной комиссией доверенных лиц кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов;

 - в случае, если копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются;

 - при проведении выборов унифицируется порядок использования полного и сокращенного наименования политической партии, иного общественного объединения (в бюллетене и протоколе об итогах голосования используется полное наименование политической партии, если оно состоит не более чем из 7 слов, если более 7 слов, то сокращенное, которое должно быть согласовано с комиссией);

 Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ:

Предусмотрены ограничения по вопросу предвыборной агитации.

 - запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах;

 - устанавливается запрет на использование в агитационных материалах высказываний об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов, а также о кандидате (кандидатах) физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию;

 - в случае, если в агитационных материалах используются высказывания физического лица, на которого не распространяется устанавливаемый запрет, то такое использование возможно только с его письменного согласия, которое представляется в избирательную комиссию вместе с экземпляром агитационного материала.

Представление указанного документа не требуется в
случаях:

 - использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

 - использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

 - цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

 - использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случае использования избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц, а также использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. В таких случаях получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется;

 - допускается указание в агитационных материалах наименований должностей лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, лиц, являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций).

 II. Работа со списком избирателей.

Список избирателей составляется ТИК, УГИК не позднее чем за 11 дней до дня голосовании (не позднее 6 сентября 2016 года).

В список избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом.

Выборы депутатов ГДФС РФ.

по федеральному избирательному округу - все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными.

в одномандатном избирательном округе - граждане, место жительства которых расположено в пределах соответствующего одномандатного округа, а также граждане, зарегистрированные по месту пребывания на территории этого округа не менее чем за 3 месяца до дня голосования (т.е. 16 июня 2016 года).

Избиратели, имеющие временную регистрацию, включаются в список избирателей на основании их заявления, которое подается в ТИК, УГИК за 60-21 день до дня голосования (т.е. в период с 19 июня по 27 августа 2016 года).

Кроме этого, на выборах депутатов ГД активным избирательным правом обладают граждане РФ, не имеющие регистрации по месту жительства. Они смогут проголосовать на нескольких избирательных участках, которые будут определены ИКУО.

 Выборы Губернатора Ульяновской области:

Активным избирательным правом обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории Ульяновской области.

Как на федеральных, так и на региональных выборах военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки избирателей по месту их жительства на общих основаниях.

Военнослужащие, находящиеся в воинской части, члены их семей и иные лица, проживающие в пределах воинской части, голосуют на ближайшем к данной воинской части избирательном участке. Указанные лица включаются в отдельную книгу списка избирателей на данном избирательном участке.

Кроме этого, на территории Ульяновской области планируется образование временного избирательного участка на территории воинской части в МО «Базарносызганский район».

    Поиск по сайту