Поиск по сайту

Противодействие коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и меры ответственности

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности закупок товаров, работ и услуг, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Выделение в особое направление некоррупционного осуществления закупок неслучайно. Во всем мире эта сфера подвержена повышенным коррупционным рискам.

Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

Главным принципом Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», способствующим противодействию коррупционных проявлений при осуществлении закупочной деятельности, является обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении закупок. Вся информация о закупках публикуется в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

При проведении того или иного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупки. Закон о контрактной системе конкретизирует перечень требований, описывает механизм вывода из состава комиссии таких лиц.

Основным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) на сегодняшний день остается электронный аукцион, главной особенностью которого является отсутствие прямого контракта заказчиков и потенциальных подрядчиков (исполнителей, поставщиков) при определении победителя, что, несомненно, предотвращает коррупционные проявления.

Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к заказчикам и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах. При этом законодатель установил ряд обязательных и дополнительных требований.

Не менее 25% совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком, заказчик обязан распределять среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

За исполнение контрактов следят и органы аудита, в качестве которых выступают Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в единой информационной системе.

Законодатель предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.29 - 7.32), так и в Уголовном кодексе РФ (статьи 285-286, 288-293).

Помимо всего прочего действует институт общественного контроля. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а государство обязано всячески содействовать осуществлению такого контроля.

    Поиск по сайту