Поиск по сайту

Революционная целесообразность как метод борьбы с коррупцией

В Российской Федерации в настоящее время крайне активно идет процесс формирования антикоррупционного законодательства. В первую очередь оно направлено на государственных и муниципальных служащих, однако все больше распространяется и на других лиц в различных сферах государственного и муниципального управления. Кроме базового Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в последующие годы были приняты: Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", а также различные акты об отдельных видах государственной службы, содержащие в том числе и антикоррупционные нормы. Помимо того, в указанные законодательные акты, а также в различные акты, принятые еще до Федерального закона "О противодействии коррупции", с завидным постоянством вносятся изменения и дополнения.

Таким образом, количество законов в сфере противодействия коррупции (а ведь есть еще и крайне многочисленные подзаконные акты) так велико, что впору уже говорить о формировании целой отрасли антикоррупционного законодательства. Однако, к сожалению, качество этих законов, на наш взгляд, зачастую отнюдь не соответствует той роли, которую они должны играть в противодействии коррупции. Собственно, многочисленные изменения в уже принятых нормативных актах отчасти являются следствием того, что в процессе правоприменения в них обнаруживаются все новые и новые лазейки, что, в свою очередь, вызывает необходимость их как-то закрывать. Однако спешное принятие изменений влечет появление новых некачественных норм и новых возможностей их обойти.

Нельзя сказать, чтобы эту проблему не понимали и представители государственных органов. Однако в последнее время все чаще возникают ситуации, когда вместо внесения необходимых изменений в законодательные акты государство в лице своих представителей начинает действовать вопреки указаниям закона, путем административного продавливания "нужных" решений, причем исключительно с благой целью - покарать возможного "коррупционера", который в ином случае может остаться безнаказанным. Таким образом, целесообразность в данной сфере нередко начинает доминировать над законностью.

Один из ярких примеров - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее в статье - Закон о контроле за расходами), о котором уже говорилось выше. Данный законодательный акт, с нашей точки зрения, типичный пример того, как надо писать законы, чтобы они не работали. Уже сразу после его принятия в нем было видно множество лазеек, которые потенциально позволяли обходить требования антикоррупционного законодательства. Так, ранее мы уже писали , что наиболее очевидная из них видится нам в слишком узком перечне лиц, о расходах которых в настоящее время обязаны подавать сведения государственные и муниципальные служащие, а также некоторые другие должностные лица. Как результат, слишком многие близкие родственники этих служащих от контроля освобождены, что позволяет не только "записать" на них приобретаемое имущество, но и обосновать самому служащему источники получения средств, за счет которых совершена сделка, превышающая его доход, а также доход его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три года.

 

 

Статья: Революционная целесообразность как метод борьбы с коррупцией (Чаннов С.Е.) ("Административное право и процесс", 2018, N 5)Е. ЧАННОВ

 

09.09.21 11:38

    Поиск по сайту