Поиск по сайту

Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Комиссию создают в госоргане, чтобы рассматривать вопросы соблюдения служебного поведения и антикоррупционного законодательства.

Состав, порядок работы и полномочия комиссии определяют в положении. Комиссия, например, рассматривает материалы проверок сведений о доходах и расходах, уведомления о конфликте интересов, согласовывает работу госслужащих в организациях после увольнения.

В большинстве случаев решения комиссии носят рекомендательный характер и не влекут каких-либо обязательств, однако на их основе руководитель может принять определенные меры.   

 

Оглавление:

1. Кто входит в состав комиссии

2. Каковы полномочия комиссии

3. Как провести заседание комиссии

1. Кто входит в состав комиссии

Состав комиссии определяется в положении, которое должно быть утверждено в вашем госоргане. В комиссию должны входить:

служащие вашего госоргана:

- заместитель руководителя - председатель комиссии;

- руководитель подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо, ответственное за такую работу, - секретарь;

- сотрудники кадровой службы, юридического или других подразделений. Одного из них назначают заместителем председателя;

независимые эксперты (минимум 1/4 от общего числа членов комиссии):

- представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или представитель такого подразделения из Аппарата Правительства РФ в зависимости от подчиненности вашего госоргана, если речь идет о федеральном госоргане;

- представитель органа субъекта РФ, который должен участвовать в таких комиссиях. Например, в Московской области это Управление государственной и муниципальной службы Администрации Губернатора Московской области (пп. 6 п. 6 Положения об Управлении, утвержденного Распоряжением Губернатора МО от 26.10.2015 N 340-РГ);

- представитель научной организации, образовательного учреждения, деятельность которых связана с госслужбой.

Если создан общественный совет, организация ветеранов или профсоюз, то в комиссию могут включить их представителей.

Такие правила указаны в п. п. 7, 8, 9, 11 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

2. Каковы полномочия комиссии

Комиссия рассматривает (п. 16 Положения о комиссиях по конфликту интересов):

материалы проверок: сведения о доходах (расходах, имуществе), о том, что не соблюдены требования к служебному поведению, урегулированию конфликта интересов или не приняты меры предупреждения коррупции;

обращения госслужащих о согласовании работы в организациях, в отношении которых они выполняли контрольные функции;

заявления о невозможности представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей семьи или о невозможности выполнить требования Закона о запрете иметь счета;

уведомления госслужащих о конфликте интересов;

уведомления организаций о том, что у них трудится бывший госслужащий, которому было отказано в согласовании работы в данной организации, или он не обращался за согласованием (Письмо Минтруда России от 12.09.2018 N 18-3/В-545).

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

3. Как провести заседание комиссии

Определите дату заседания. Как правило, оно должно пройти в течение 20 дней от даты, когда поступили материалы на проведение комиссии.

Чтобы подготовиться к заседанию, уведомьте всех членов комиссии, независимых экспертов, других участников, подготовьте необходимые документы.

На самом заседании должно быть минимум 2/3 членов комиссии, включая независимого эксперта, иначе решения будут незаконными.

Решения в основном носят рекомендательный характер, по ним руководитель принимает конкретные меры. Разрешение (запрет) госслужащему работать в организации после увольнения с госслужбы обязательно к исполнению и не требует дополнительных мер со стороны руководителя госоргана.

3.1. Как определить дату заседания комиссии

Председатель должен назначить заседание в течение 10 дней с момента, как поступили материалы для проведения комиссии, а провести в течение 20 дней с той же даты. Это установлено в пп. "а" п. 18 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

Исключение предусмотрено в двух случаях:

до 30 мая нужно рассмотреть заявление госслужащего о том, что он не может предоставить сведения о доходах (расходах, имуществе) своих родственников или не может выполнить требования Закона о запрете открывать счета. Для госслужащих Администрации Президента это нужно сделать до 1 мая. Это следует из пп. "а" п. 18, п. 18.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов, пп. "б" и "в" п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559;

Пример расчета сроков назначения заседания комиссии

26 апреля 2022 г. консультант министерства Петров П.П. подал заявление о том, что он не может представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.

Председатель комиссии в течение 10 дней, то есть до 6 мая 2022 г., должен назначить дату заседания комиссии.

Заседание должно быть проведено не позднее 30 мая 2022 г., поскольку срок подачи сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах - не позднее 30 апреля 2022 г.

можно не назначать специально заседание, если получили уведомление от организации о том, что у них работает бывший госслужащий, который не обращался за разрешением или ему было отказано. Включите этот вопрос в очередное заседание комиссии (пп. "а" п. 18, п. 18.2 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

3.2. Как подготовиться к проведению заседания комиссии

Чтобы подготовиться к заседанию комиссии:

получите заключение из подразделения по профилактике коррупции или от уполномоченного на это должностного лица. Оно нужно в трех случаях:

- госслужащий уведомил о конфликте интересов;

- бывший госслужащий обратился за согласованием работы в организации, которую он контролировал на госслужбе, либо такое обращение поступило от сотрудника, который планирует уволиться;

- получено уведомление от организации о том, что у них работает бывший госслужащий, которому было отказано в согласовании такой работы или который не обращался за таким согласованием;

передайте председателю материалы для назначения даты заседания комиссии;

направьте письма (по электронной почте, факсом) в организации, которые предоставляют вам независимых экспертов.

Укажите дату, место и время заседания, вопрос, который будет рассматривать комиссия, Ф.И.О. сотрудника, который должен быть на заседании;

уведомьте членов комиссии - сотрудников вашего госоргана о проведении заседания. Можно подготовить приказ о проведении комиссии и ознакомить сотрудников с ним. Также возможно уведомить служебной запиской или иным образом в зависимости от того процесса делопроизводства, который установлен в вашем госоргане;

сообщите госслужащему (бывшему госслужащему) о времени и месте заседания комиссии;

пригласите на заседание:

- непосредственного руководителя госслужащего;

- двух госслужащих с такими же должностями, как и у того, чей вопрос рассматривается;

- иных лиц по ходатайству самого госслужащего или члена комиссии (их нужно определить минимум за три дня до заседания);

подготовьте материалы для всех участников заседания. Если кто-то из них изъявит желание ознакомиться с материалами заранее, то обеспечьте ему такую возможность.

Такой порядок установлен п. п. 17.1 - 17.5, 18 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

3.3. Как проходит заседание комиссии

На заседании должны присутствовать минимум 2/3 членов комиссии, один из них - независимый эксперт. В противном случае принятые решения суд может признать незаконными (п. 14 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

На собрании может присутствовать госслужащий. Если он был уведомлен и не явился или не заявлял, что хочет участвовать, то проведите заседание без него (п. п. 19, 19.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

Комиссия рассматривает все материалы, может выслушать пояснения участников. Решения принимают, как правило, тайным голосованием большинством голосов. Перечень решений определен в п. п. 22 - 26.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов.

По результатам оформите протокол, который подписывают все члены комиссии. Для примера см. образец протокола заседания Комиссии Счетной палаты РФ.

Чтобы обеспечить достоверность и обоснованность изложения в мотивировочной и резолютивной частях протокола, рекомендуем использовать алгоритм представления информации в протоколах, приведенный в Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3.

В течение семи дней вручите копию протокола руководителю госоргана, госслужащему, другим лицам по решению комиссии (п. 33 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

Если установили факты совершения административных правонарушений или преступлений, направьте эти материалы в уполномоченные органы. На это у вас есть максимум три дня (п. 36 Положения о комиссии по конфликту интересов).

3.4. Как исполнить решения комиссии

Решения комиссии носят рекомендательный характер и не налагают на госслужащего каких-либо обязанностей (см., например, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 28.07.2015 по делу N 33-3145/2015).

Окончательное решение принимает руководитель госоргана. Он сообщает об этом в комиссию в течение 30 дней со дня получения протокола (п. 34 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

Только одно решение комиссии - разрешение или отказ бывшему госслужащему работать в организации - обязательно для исполнения и не требует действий со стороны руководителя (п. 30 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

Такое решение нужно направить бывшему госслужащему не позднее следующего рабочего дня. Для этого сделайте выписку из протокола, заверьте подписью секретаря комиссии и печатью госоргана. Также уведомьте его устно в течение трех рабочих дней (ч. 1.1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. 37.1 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

Копию протокола или выписку из протокола, если комиссия рассматривала несколько вопросов, приобщите к личному делу госслужащего (п. 37 Положения о комиссиях по конфликту интересов).

04.10.22 04:25

    Поиск по сайту