Поиск по сайту

Антикоррупционная экспертиза как один из инструментов антикоррупционной деятельности

Особенностью российского антикоррупционного законодательства является введение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Данная мера является одним из основных мероприятий по профилактике коррупции в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».  Данный закон определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

 Согласно данным Правилам экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также аккредитованные независимые эксперты, институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

  Следует отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы. Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве. Ценностью антикоррупционной экспертизы является то, что она носит предупредительный характер в работе по профилактике и предупреждению коррупции. Она, являясь обязательным инструментом для органов государственной и муниципальной власти, способствует повышению качества подготавливаемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования. Одним из элементов работы данной системы является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Целью его создания является усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости их деятельности. Под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов (проектов) понимается исследовательская деятельность аккредитованных независимых экспертов, а также неаккредитованных институтов гражданского общества и граждан по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и выработке предложений для их устранения.

В соответствии с Административным регламентом, утверждённым приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146, заявителями на получение государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов могут быть: гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет; юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным названным Административным регламентом. Также информация об аккредитованных юридических и физических лицах размещена на официальном сайте Минюста России в сети Интернет www.minjust.ru.

Основанием для проведения независимой антикоррупционной экспертизы является опубликование принятого нормативного правового акта или размещение на официальном сайте разрабатываемого проекта такого акта. Таким образом, для проведения экспертизы достаточно собственного решения независимого эксперта.

Здесь же следует отметить, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. 

Таким образом, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, проводимая, в том числе и независимыми экспертами, является важнейшим инструментом в реализации на территории Ульяновской области единой государственной антикоррупционной политики, а институт антикоррупционной экспертизы утвердившись за годы работы в практике российского нормотворчества, приобрёл важное значение.

Администрацией муниципального образования «Инзенский район» при принятии нормативных правовых актов, так же проводится антикоррупционная экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, с целью выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции.

Антикоррупционная экспертиза  проведится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,  Законом Ульяновской области от 20.07.2012 №89-ЗО  «О противодействии коррупции в Ульяновской области», постановлением Администрации муниципального образования «Инзенский район» от 12.04.2022 № 324 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации муниципального образования «Инзенский район».

Так, за истекший период 2022 года было проведено 115 экспертиз проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области. Выявленные  коррупциогенные факторы в проектах муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Инзенского района Ульяновской области, впоследствии были устранены разработчиками.

Тексты заключений антикоррупционных экспертиз размещаются на официальном сайте муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Одновременно размещаются и тексты муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, и входящих в его состав городских и сельских поселений, а также тексты Федеральных законов и законов Ульяновской области, иных федеральных и региональных нормативных правовых актов, подзаконных актов, и актов, вносящих в них изменения, регулирующих правоотношения в сфере противодействия коррупции.

 

27.10.22 10:02

    Поиск по сайту