Поиск по сайту

ЖИЗНЬ ПОД ПОКРОВОМ БОЖИИМ

ЖИЗНЬ ПОД ПОКРОВОМ БОЖИИМ:

К 70-летию митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла

Семена веры от преподобного Серафима Вырицкого

 Приветствие Владыке

Фотогалерея "ЖИЗНЬ ПОД ПОКРОВОМ БОЖИИМ"

 

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года  в Ленинграде в семье служащих. Было самое сложное время блокады. Родители будущего Владыки были еще очень молоды, поэтому все основные тяготы содержания семьи легли на плечи отца - Василия Филипповича Хазова. В семье уже была старшая дочь. Мама - Анна Михайловна - старалась сохранить домашний уют в хаосе окружавшей молодую семью военной поры. Но воля Божия действует в людях, невзирая на обстоятельства, времена и трудности.

Говоря о своем детстве, Владыка вспоминает: «Как рассказывали мне родители, наш дом часто посещал юродивый старец Иоанн Петров, который предсказал мое рождение. Мама беспокоилась, что будет  трудно выносить ребенка, так как время было очень тяжелое (война, Ленинград находился в блокаде). Но старец ободрил ее и даже сказал, что родится мальчик. И мама не посмела его ослушаться. Я всегда в своих молитвах поминаю этого старца».

Воспитанием будущего симбирского архипастыря в детстве занимались глубоко верующие дедушка и бабушка, которые проживали в Вырице, в 60-ти километрах от Ленинграда. Именно туда Колю часто отвозили на лето. Бабушка, Мария Георгиевна, была духовной дочерью ныне прославленного в лике святых старца Серафима Вырицкого, духовно окормлялась у него.

 

Вырица, ее святыни и искренне верующие во Христа люди, способствовали воспитанию веры в душе мальчика. «Недалеко от нашего дома находился Петропавловский храм, который я очень любил и люблю до сегодняшнего дня. - вспоминает Владыка детские годы. - Вся его приходская жизнь проходила на наших глазах. Мимо наших окон шли похоронные процессии, мимо нас верующие несли крестить своих детей. Все это отложилось в моей памяти. Где-то с 5 лет я и стал ходить в церковь. Служил там замечательный батюшка - протоиерей Борис Заклинский. Он часто приходил к нам в дом. Часто мы сидели с ним на крыльце нашего дома, и батюшка со мной беседовал о Боге, Православной вере, о Церкви. Я в детстве не любил общаться со сверстниками, всегда предпочитал взрослое общество, и подобные беседы не о пустых вещах, а о вере, Церкви приходились мне по душе. К сожалению, я не помню, водила ли меня бабушка в раннем детстве к преподобному Серафиму Вырицкому, который жил в то время километрах в шести от нашего дома, неподалеку от Казанской церкви. Помню лишь, что мы часто ходили к нему на могилку на кладбище при этой церкви и, таким образом, Казанский храм стал мне родным».

 

Когда Николаю исполнилось двенадцать лет, он уже самостоятельно приходил в храм. Настоятель храма - отец Николай Фомичев (впоследствии архиепископ Пермский и Соликамский Никон) - обратил на него внимание и позволил стоять на клиросе, входить в алтарь, помогать за Богослужением. Батюшка очень серьезно относился к воцерковлению будущего Митрополита Прокла, воспитывал, приучая его к духовной жизни. Даже кадило в алтарь Коля старался подавать с клироса через дверь, на вытянутой руке, такое у него было сильное благоговение перед святыней.

Возрастание в вере

Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы, своего родного города - Николо-Морской собор, являвшийся кафедральным для города святого Петра, Преображенский храм. Ему очень нравился акафист святителю Николаю Чудотворцу - этот акафист служился в Никольском соборе особенно торжественно. Истовое служение священников собора оставило глубокое впечатление в душе будущего Владыки. Но больше всего по душе было Николаю в Троицком соборе Лавры.

 

В школе, несмотря на присущее ей атеистическое воспитание, Коле удалось сохранить свою веру в Бога. Хотя там знали о религиозности мальчика, но особо его за это не «прорабатывали». Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности - родители хотели, чтобы он получил какую-нибудь гражданскую специальность. После окончания техникума Николай отработал один год, и его в 1964-м году призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.

«Провожая меня в армию, мамина сестра думала, что армия меня «образумит». Она очень боялась, что я стану религиозным фанатиком. Но у меня в армии всегда было с собой Евангелие, я его прятал в газеты и каждый день прочитывал отрывок из него. Несмотря на то, что служил в Заполярье, в Воркуте, армию я вспоминаю с удовольствием. Я очень почитал преподобного Сергия Радонежского и считаю, что во многом по его молитвенному предстательству я прошел службу благополучно. Я дал обет Преподобному, что сразу же после демобилизации полечу не домой, а обязательно совершу паломничество к его святым мощам. Так и сделал, после «дембеля» сразу же поехал в Лавру. Вообще, вспоминая об этом времени, вместе с пророком Божиим Исайей могу сказать: «Довлеет надо мной рука Господня».

 

После увольнения в запас будущий Владыка работал по гражданской специальности. В то время он часто посещал Псково-Печерский монастырь, бывал в разных храмах Ленинградской и Новгородской области. Так у Николая созревает желание всю свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви.

Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти благодаря регулярному посещению Богослужений, Николай в 1970 году поступил сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии.

«Всегда самой моей заветной мечтой было служить Богу. Первый раз я поступал в Семинарию в 1968 году. В советское время списки поступающих относили к местному уполномоченному по делам религий, и он мог помешать поступлению. Так произошло и в моем случае. 19 августа нужно было быть в Семинарии, 20-го - сдавать первый экзамен, а 16-го мне приходит повестка на военные сборы, и я до декабря находился на них. Это было время советского вторжения в Чехословакию, поэтому мы уже думали, что нас отправят туда, но вместо этого попали... в Казахстан на уборку пшеницы, а потом на Украину, где убирали свеклу...

Попытку поступления в Семинарию пришлось повторить в 1970 году. В Семинарии тогда был очень большой конкурс - где-то до 7 человек на место. К тому времени я уже работал по гражданской специальности мастером на швейной фабрике. Начальство меня не отпустило: «У нас, - говорят, - план, а ты его срываешь». Сошлись на том, что я продолжал работать и одновременно сдавал вступительные экзамены.

Сразу же начались «проработки» по всем линиям. Самое интересное заключалось в том, что беседовали со мной бывшие однокурсники по техникуму. Я спрашиваю: «Вам-то зачем это надо, неужели не все равно, где я буду - в Церкви или останусь здесь?» - «Мне все равно, но для галочки мы должны с тобой поговорить».

Я очень переживал, что опять не смогу поступить, и мне приснился сон. Стою я на лестничной площадке напротив актового зала Семинарии. Появляется какой-то седовласый старец, все ринулись к нему под благословение. Я был от природы очень застенчивым человеком, поэтому решил не толкаться и положиться на волю Божию. Вдруг вижу, что около старца никого нет, я к нему подхожу, беру благословение. Он сказал мне: «Я благословлю тебя иконой Божией Матери «Исполнение желаний» (такой, вообще-то, нет на свете). Передо мной прошла вся жизнь, а также я увидел, что уже поступил в Семинарию, стал монахом, священником, то есть, действительно, Господь указал мне на то, что мои мечты сбудутся. И вся моя жизнь сложилась согласно этому видению.

Я долго потом пытался выяснить, кто же был тот седовласый старец, смотрел на все иконы, которые мог найти в житиях святых, но его образа не находил. Только потом, когда я уже служил на приходе, одна из прихожанок пригласила меня домой, желая  подарить мне, молодому священнику, свои старинные иконы. Я захожу в квартиру и в удивлении останавливаюсь... На иконе был изображен тот самый старец. Как оказалось, это был святитель Ипатий Гангрский.

Вторая попытка поступления закончилось успешно, Николай Хазов был принят сразу на второй курс Семинарии. Во время вступительных экзаменов произошла его первая встреча с иеромонахом Кириллом (Гундяеевым), нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Он в том 1970-м году закончил Академию со степенью кандидата богословия, был в приемной комиссии и задал будущему Владыке следующий вопрос: «Какие Вы знаете Богослужебные книги?»

Сразу же после поступления в Семинарию учащиеся первого курса начинали помогать при совершении Богослужений, кто-то пел в хоре, кто-то помогал в алтаре. Николай становится иподиаконом (церковнослужителем, помогающем епископу во время службы) митрополита Ленинградского и Новогородского Никодима. Послушанием Николая стало преднесение перед митрополитом во время Богослужений креста.

Владыка Никодим был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви XX века, стремился сделать все, чтобы в эпоху гонений и преследований Церковь не исчезла, чтобы не сбылось бессмысленное обещание Хрущева «показать по телевизору последнего попа». Он с большим вниманием относился к вопросам духовного образования и воспитания будущих священнослужителей.

Владыка Никодим очень любил монашескую жизнь и всегда старался поддержать стремление к монашеству в молодых людях, посвящающих себя служению Богу. Поэтому, когда студент 4-го курса и его иподиакон  Николай Хазов выразил желание послужить Матери-Церкви на этом трудном послушании, владыка Никодим отечески одобрил Николая и 5 января 1973 года совершил  его постриг в монашество с именем Прокл - в честь святителя Прокла, Патриарха Константинопольского (+447 г.), ученика святителя Иоанна Златоуста. Это редкое имя было дано потому, что в Рязанской епархии, где начинал свой духовный путь будущий митрополит Ленинградский, служил архимандрит Прокл, известный в годы юности Владыки Никодима самоотверженным служением Церкви. В память о нем и получил имя нынешний глава Симбирской митрополии. К слову, Его Высокопреосвященство является единственным архиереем во всей Вселенской Православной Церкви, кто носит это имя.

Через два дня после пострига, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен в священника и назначен на свой первый приход - настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области.

Служение на приходах Ленинградской епархии

Направляя молодого иеромонаха на служение в этот приход, митрополит Никодим сказал ему: «Послужи какое-то время, и, если тебе будет тяжело, мы найдем тебе другой приход», но трудности бытия сельского прихода не смущали будущего Владыку, воспитали в нем послушание архиерею и навык во всем следовать воле Божией. Посланный послужить временно, на месяц, будущий Владыка прослужил на этом сельском приходе два года и семь месяцев. Именно здесь он научился служить, общаться с народом Божиим, простыми сельскими людьми, которые с любовью приняли его.

В 1975 году иеромонах Прокл был переведен  на служение в Ленинград, где становится клириком* (*рядовым священником, не настоятелем) Смоленского храма на Смоленском кладбище северной столицы. В этом храме он часто совершает панихиды, молясь об упокоении рабы Божией Ксении Петербургской, чья могила находилась в полуразрушенной часовне рядом с храмом. Любовь и благоговение к блаженной Ксении Владыка Прокл пронес через  многие годы архипастырского служения, постоянно чувствуя ее молитвенное предстательство.

Здесь, рядом с могилкой блаженной Ксении, он мог полностью сосредоточиться на молитве, не отвлекаясь ни на какие хозяйственные дела, которые волнуют любого настоятеля.

В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг.

Владыка Митрополит вспоминает: «После окончания Академии в 1977 году владыка Никодим предложил мне остаться при ней в качестве преподавателя, но я отказался. Мне была гораздо ближе приходская жизнь, а не преподавание. Архиерей назначил меня настоятелем Преображенского собора в Выборге. Здесь 4 года я служил под руководством архиепископа Выборгского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), который тогда был викарием Ленинградской епархии.  В 1983 году у меня тяжело заболела мама, и меня снова перевели в Ленинград. Короткое время служил в храме села Сиверское, а затем настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новая Ладога, теперь втором по значимости населенном пункте в Санкт-Петербургской епархии. Здесь я прослужил ровно 4 года от Покрова (14 октября 1983 года) до Покрова 1987 года». За усердное служение Церкви игумен Прокл был награжден орденом равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а в 1984 году - крестом с украшениями.

Архиерейское служение

Пастырское служение игумена Прокла не осталось незамеченным. Ревностное совершение Богослужения, труды по устроению приходских общин обратили на себя внимание Священноначалия Русской Церкви и 10 сентября 1987 года постановлением Священного Синода игумену Проклу (Хазову), после возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

18 октября 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде состоялась хиротония (посвящение) архимандрита Прокла во епископа Тихвинского, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Редигер, впоследствии - Святейший Патриарх Алексий II). епископ Прокл становится ближайшим помощником будущего Патриарха. Учитывая то, что митрополит Алексий, кроме управления большой по территории Ленинградской епархией (включавшей в себя нынешние Новгородскую и Петрозаводскую), сохранил за собой управление Таллиннской епархией (так как до своего назначения в Ленинград был митрополитом Таллиннским и Эстонским), помощь викария была крайне необходима - в совершении Богослужений, рукоположении новых клириков, в решении текущих вопросов общеепархиального и приходского значения.

Очень пригодились новорукоположенному архипастырю опыт приходского служения, приобретенный за 14 лет служения в священном сане, а также советы митрополита Алексия.

Впервые на Симбирской земле

В сане епископа Владыка Прокл встретил 1000-летний юбилей Крещения Руси, который знаменовал собой благотворные изменения для Церкви, прекращение гонений на веру. Принесли они изменения и в его жизнь. Торжественные мероприятия в тот год проводились по всей стране. В сентябре подобные торжества состоялись и в Ульяновске. Ульяновская архиерейская кафедра к тому моменту почти 30 лет как была упразднена, управлялась архиереями соседней Куйбышевской епархии. Поэтому на торжествах присутствовал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев), а от лица высшей церковной власти, по благословению Священноначалия, в них принял участие епископ Тихвинский Прокл.

В честь 1000-летия Крещения Руси, после приема в обкоме партии, всех прибывших на торжество священнослужителей повезли... по ленинским местам города! Показывать в городе больше было нечего.

Здесь случился очередной конфуз. Приехавший из Ленинграда епископ Прокл с удивлением спросил, почему в городе не видно храмов и куда они все делись? Находчивая экскурсовод, надеясь на отсутствие у Владыки глубоких познаний в истории, ответила, что все церкви Ульяновска были разрушены во время войны. «Так ведь линия фронта до Ульяновска не доходила?» - еще больше удивился гость из северной столицы. Не найдя что ответить, сконфузившаяся экскурсовод молча отошла в сторону. Еще один нюанс был отмечен Владыкой Проклом, впервые приехавшим в Ульяновск, во время посещения духовенством дома-музея Ленина. «А ведь у вас здесь совершенная нелепость - в доме царского чиновника и весьма верующего человека Ильи Николаевича Ульянова нет ни одной иконы. О какой же подлинности обстановки Вы говорите?» - обратился епископ опять к экскурсоводу, и вновь вопрос повис в воздухе: архиерей был прав. Но кто мог допустить присутствие святых изображений в доме-музее самого злейшего врага Православной Церкви за всю ее историю? Спустя несколько лет в этом музее иконы все же появились.

Завершились торжества Всенощным бдением в канун престольного праздника Неопалимовского храма и Божественной Литургией в сам день праздника, которые возглавили архиепископ Иоанн и епископ Прокл в сослужении большого числа духовенства и в присутствии сотен и сотен молящихся православных ульяновцев.

Это посещение Ульяновска оказалось для Преосвященного Прокла промыслительным: воля Божия судила ему нести воистину апостольский подвиг на земле, более всего пострадавшей от гонений безбожной власти. К началу юбилейного 1988-го года в Ульяновской области было всего 9 приходов и 16 человек духовенства, после торжеств ситуация улучшилась, но не намного. Для кардинального изменения ситуации было необходимо, чтобы в епархии появился свой правящий архиерей. И такое решение было принято Священноначалием.

Четверть века на земле Симбирской

13 сентября 1989 года постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Согласно тому же постановлению указом Патриарха епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу.

Сдав свои дела по викариатству и собрав все необходимое, Владыка Прокл 30 октября 1989 года вылетел на место своего нового служения в г. Ульяновск. Перед отъездом епископа Прокла в Ульяновск Митрополит Ленинградский Алексий высказал убывающему к новому месту служения своему бывшему викарию лишь одно пожелание: «Вы уж, Владыка, там аккуратнее, поосторожней - нам (имелся в виду Синод) стоило больших усилий добиться у властей открытия в Ульяновске архиерейской кафедры». Да, в городе, в котором на протяжении многих десятилетий уничтожалось с таким остервенением само понятие «Бог», архипастыря ожидали и тяжелые времена, и большие труды.

Приехавшие в Ульяновск из Ленинграда во главе с епископом священно- и церковнослужители разместились в высотной гостинице «Венец». Владыка Прокл, для которого в городе даже не было жилья, горько шутил: «Ничего, зато я теперь каждое утро благословляю свой кафедральный град из окна с высоты птичьего полета» - номер епископа находился на 19-м этаже. Там же он часто вел и прием посетителей: помещения для епархиального управления также не было, жил Владыка в гостинице. Так как свободной продажи жилья в те годы в стране еще не было, все находилось в государственной собственности, полтора года прожил Владыка в гостинице, пока епархией ему не была куплена квартира.

1 ноября 1989 года в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе встречали первого за последние тридцать лет «своего», Ульяновского, правящего архиерея. Так уж случилось, что непосредственным предшественником епископа Прокла являлся отправленный еще в 1959 году на покой приснопамятный архиепископ Иоанн (Братолюбов). Три десятилетия в Ульяновске не было своего правящего архипастыря!

Назначение своего правящего архиерея сделало возможным подлинное возрождение полнокровной церковной жизни. Почти четверть века Владыка Прокл несет свое служение на земле Симбирской, и плоды этого служения может видеть каждый. Построены храмы как в областном центре, так и во всех районах Ульяновской области. В регионе действуют два монастыря: мужской Жадовский в с. Самородки Барышского района, женский в честь Михаила Архангела. Состоялось обретение старых святынь Симбирской губернии: Боголюбской иконы Богоматери, чудотворной Казанской-Жадовской иконы Пресвятой Богородицы, с которой ежегодно совершается Крестный ход по Ульяновской области. Прославлены в лике святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и еще ряд симбирских новомучеников.

Миссия священнослужителя в современном мире не ограничивается только совершением Богослужений, священники, откликаясь на просьбы самых разных слоев общества, доносят слова Евангельского благовестия, позицию Церкви по самым различным вопросам в общеобразовательных учреждениях, в местах лишения свободы, больницах, воинских частях, домах престарелых. При каждом храме действуют воскресные школы для детей, проводятся катехизаторские занятия для взрослых, в крупных населенных пунктах действуют православные молодежные объединения.

Большая заслуга в этом симбирского архипастыря, так как он кроме выполнения главных обязанностей архипастыря - охранения чистоты веры паствы, совершения Богослужений, освящения храмов и рукоположения новых священнослужителей, стремится к тому, чтобы Церковь способствовала объединению людей. «Я хочу, чтобы моя многонациональная паства жила в мире», - эти слова Владыки, сказанные в одном интервью, он стремится выполнять в повседневном служении, выстраивая конструктивный диалог со всеми религиозными объединениями социальными институтами.

Эти труды Владыки не остались без внимания - в 1998-м году Святейшим Патриархом Алексием II он был возведен в сан архиепископа. В том же году состоялось награждение Владыки государственным орденом Почета, в 2000-м году архиепископ Прокл был удостоен звания Почетного гражданина Ульяновской области.

Первый митрополит Симбирский

Рост количества приходов и возрождение церковной жизни в самых отдаленных уголках не только Ульяновской области, но и других российских регионов привели к тому, что иерархам Русской Церкви стало сложно полноценно участвовать в жизни каждой приходской общины верующих, помогать и направлять ее богослужебную и прочие виды деятельности (образовательную, социальную, молодежную). Поэтому архиереи стали обращаться с просьбами к Патриарху и Священному Синоду с просьбами образовать на территории своих епархий новые. С таким рапортом обратился к Патриарху и Владыка Прокл: «Почтительнейше обращаюсь к Вам с просьбой образовать на территории Симбирской епархии две новые епархии. Моя просьба мотивирована тем, что Симбирская епархия динамично развивается. Ульяновская область состоит из 21 района. На ее территории, по данным последней переписи, проживает более 1 200 000 человек. Руководствуясь решением Освященного Архиерейского Собора 2011 года, мне представляется, что имеющееся количество приходов весьма недостаточно, и требуется его значительное увеличение».

26 июля 2012 г., на заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской Лавре, рапорт Высокопреосвященного Прокла был рассмотрен положительно. Постановлением Священного Синода на территории существующей Симбирской епархии образованы две новые епархии: Мелекесская и Барышская.

Барышская епархия образована в административных границах Базарносызганского, Барышского, Инзенского, Николаевского, Павловского, Радищевского, Старокулаткинского районов Ульяновской области. Епархиальным центром определен город Барыш, титул правящего архиерея  - «Барышский и Инзенский».

Мелекесская епархия образована в административных границах Димитрограда (Мелекесса), Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Теренгульского, Чердаклинского районов Ульяновской области. Центром епархии, согласно решению Священного Синода, определен город Димитровград (до 1972 г. - Мелекесс), титул правящего архиерея - «Мелекесский и Чердаклинский».

Титул архиепископа Прокла в связи с тем, что Мелекесс (Димитровград) стал центром новой епархии был изменен с «Симбирский и Мелекесский» на «Симбирский и Новоспасский».

Таким образом, на территории Ульяновской области были образованы три епархии Русской Православной Церкви, которые были объединены в Симбирскую митрополию. Высокопреосвященнейший Владыка Прокл был назначен главой митрополии. 1 августа 2012 года, во время Божественной Литургии на соборной площади в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, в связи с назначением главой Симбирской митрополии, Архиепископ Прокл был возведен в сан митрополита.

«После образования митрополии новые правящие архиереи станут более близкими к священнослужителям и мирянам - в первую очередь, географически и административно. Жители даже самых дальних городов и сел области получат возможность чаще видеть правящего архиерея, обращаться к нему по всем интересующим их вопросам, не предпринимая долгий путь в далекий областной центр. В ведении правящих архиереев епархий будет открытие новых приходов, рукоположение священнослужителей, решение текущих дел, но ряд вопросов областного масштаба все равно будет оставаться в ведении главы митрополии. Еще раз хочу подчеркнуть, что двери моего кабинета открыты для каждого.

 Изменение организационной структуры управления приходами, несомненно, должно повлечь за собой активизацию миссионерства, катехизации, пастырского попечения о подрастающем поколении и молодежи, верующих самых разных возрастов и социального статуса, любую иную работу, которую Церковь должна вести не только в крупных городах, но и в самых отдаленных селах и деревнях, в самой глубинке. Эти труды невозможны без участия архиерея, и создание епархий поможет участию вновь избранных архипастырей в жизни каждой приходской общины, позволит координировать и направлять деятельность Церкви во всех перечисленных сферах. И, наконец, просто  более тесно, конструктивно и предметно работать со священниками, которые служат в епархии, жить их проблемами и заботами, что также немаловажно для пастырей. Чувствуя заботу и поддержку архипастыря в своей жизни, они смогут также отечески, с любовью относиться к своей пастве, заботиться о ее духовном возрастании».

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл.

В октябре прошлого года митрополит Прокл отметил 25-летие служения в сане епископа, в следующем году исполняется четверть века лет служения в нашем крае.

***

Более подробно о жизни и служении митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла можно будет узнать из выпущенной специально к 70-летию Владыки книги «Пастырь добрый». В книге, кроме большого количества полноцветных фотографий, представлены уникальные снимки из личного архива Владыки, а также его свидетельства благодатного действия Промысла Божия в его жизни.

5 октября в 10.15 на ГТРК «Волга» будет показан фильм о Владыке «Слава Богу за все!».

(при подготовке материала была использована книга «Пастырь добрый: К 70-летию со дня рождения Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла»)

 

***

Справка с сайта Симбирской митрополии:

Награды митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла:

Церковные:

1979 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III степени;

2003 г. - орден прп. Сергия Радонежского II степени;

2007 г. - орден преподобного Серафима Саровского II степени;

2013 г. - орден Даниила Московского II степени.

2007 г. - медаль серебряная «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» братство во имя Всех Святых г. Москвы;

2008 г. - медаль юбилейная «10 лет прославления Св. блаж. Андрея Симбирского Христа ради юродиваго».

 

Светские:

1965 г. - медаль памятная «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-45 гг.»;

1998 г. - государственный орден Дружбы;

2000 г. - Занесён в Золотую книгу Почёта Ульяновской области с присвоением звания - Почётный гражданин Ульяновской области,

2003 г.- государственный орден «Знак Почета»;

2004 г. - медаль памятная «60 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-45 гг.»;

2005 г. - орден Петра Великого I ст. от Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка г. Москва;

2006 г. - медаль «За ратный труд. УФСИН России по Ульяновской области»;

2007 г. - орден «Честь, Благие дела, Слава» имени Ярослава Мудрого Iст. От межрегиональной общественной организации содействия развитию социальных программ «Богатыри» г. Москва;

2008 г. - медаль серебряная «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России»;

2008 г. - медаль памятная «В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»;

2008 г. - занесён в Книгу Почёта Чердаклинского района Ульяновской области с присвоением звания - Почётный гражданин Чердаклинского района Ульяновской области;

2010 г. - медаль Министерства обороны РФ «Генерал Маргелов»;

2010 г. - знак «Почётный сотрудник УВД по Ульяновской области»;

2011 г. - медаль Ульяновской области «Дружбы народов»;

2012 г. - медаль «За содействие органам наркоконтроля»;

2012 г. - медаль памятная МЧС России «Маршал Василий Чуйков»;

2013 г. - медаль памятная «70 лет УМВД России по Ульяновской области».

03.10.13 21:08

Поиск по сайту