Поиск по сайту

В рамках просветительской акции «Летопись Победы»

Все ближе к нам наш главный Праздник - День Победы. Казалось бы уже очень много написано о войне, но как-то по-другому воспринимаются  события тех страшных дней, когда берешь в руки и читаешь собственноручные записи непосредственных их участников.

Сегодня муниципальный архив предлагает Вашему вниманию выдержки из воспоминаний нашего земляка ветерана Великой Отечественной войны историка и краеведа Кончева Сергея Матвеевича.

Мой призыв в армию совпал с самым тяжелым периодом жизни Родины - враг рвался к Сталинграду. Помню нас, курсантов училища, построили и зачитали известный приказ Сталина № 117 «Ни шагу назад!» Это был самый критический момент войны. Были введены заградительные отряды автоматчиков. Умирать, но не отступать! В то время родился лозунг: «Для нас за Волгой земли нет!»

... На фронт я попал в январе 1944 года в звании младшего лейтенанта, командира взвода артиллерийского дивизиона 1035 артполка.

На фронт мы шли группой офицеров, в числе которых большинство было опытных командиров, возвращающихся после излечения в госпиталях.

К фронту шли через села и города Смоленской области и Белоруссии, разрушенные и сожженные фашистами. Города стояли мертвыми. На месте домов чернели печные трубы. На ночлег останавливались в уцелевших от разрушений селах. Теперь удивляешься, как еще люди умудрялись принимать нас с хлебом и солью, готовили нам ужин, завтрак, делились последней крошкой. Рассказывали о жизни в оккупации, об участии в партизанской борьбе.

При виде разрушенного и сожженного не верилось, что все можно возродить к жизни.

Первое впечатление от фронта - слышный гул раскатов от взрывов бомб, снарядов, мин, точно бесконечный гром накатывался волнами один за другой. Гул не прекращался ни днем, ни ночью. Ночью немцы обычно щедро освещали передовую линию ракетами.

На огневых позициях дивизиона, около орудии, лежали убитые. Некоторые из них были с оторванными руками, ногами, с окровавленными перевязками на голове. Невольно представлялось, что где-то далеко пролиты слезы, забьются в отчаянии матери, жены, окаменеют в своем горе отцы.

Не всегда на фронте успевали хоронить погибших, особенно зимой. Трупы лежали на полях боев, занесенные снегом. Их хоронили весной особыми похоронами, в братских могилах.

Наша 153 Смоленская дивизия входила в состав 33 Армии, перед которой была поставлена задача освободить Витебск, крупный железнодорожный узел и важный стратегический пункт. За город шли ожесточенные бои.

Война напоминала кровавую мельницу, безжалостно перемалывающую сотни и тысячи человеческих жизней. С болью думалось: «Где же для нее взять людей?!... Долго ли это может продолжаться?!»

Нет сил, чтобы сбить противника с загнанных позиций. Боевые рубежи врага казались непреодолимыми.

Здесь мне впервые пришлось увидеть пленных немцев. Они еще вели себя самоуверенно, не чувствую раскаяния за совершенные злодеяния.

Помню, с какой радостью мы узнали под Витебском об окончательном прорыве блокадного Ленинграда. Наверное, только солдаты могут в полной мере оценить победу над врагом, понять какой ценой она дается.

В боях за Витебск мы понесли тяжелые потери. В расчетах осталось по 1-2 человека. Немалые потери были и в технике.

15 февраля дивизия сдала свой боевой участок другим частям и вышла походным порядком в район станции Лиозно, где погрузилась в эшелоны и была направлена на станцию Старица Калининской области для докомплектования и боевой подготовки.

После отдыха дивизия была переброшена в конце апреля 1944 года под город Кричев Могилевской области и затем приняла участие в операции, получившей кодовое наименование «Багратион»

23 июня наша дивизия прорвала фронт противника на реке Проня и стремительно развивала наступление.

Уже 26 июня передовой отряд нашей дивизии вышел к реке Днепр и сумел быстро переправиться через реку, удержать плацдарм до подхода основных сил.

Вслед за передовым отрядом успешно продвигалась на запад и вся дивизия.

В этих боях большую помощь оказали нам партизаны, встречи с которыми оставили неизгладимые впечатления.

1 июля части дивизии вышли к реке Березина и форсировали ее. Но плацдарм удержать не удалось. В руки врага попали тяжело раненые 30 солдат и один офицер. Фашисты подводили к костру каждого раненого, обливали его горючим и бросали в костер.

2 июля Березина была форсирована, и полки дивизии вышли на правый берег.

Дивизия стремительно продолжала наступление на запад. Она получила приказ уничтожить окруженную группировку в районе Минска. В железных тисках окружения металась 4-ая полевая немецкая армия в составе 105 тысяч человек.

Это были тяжелые и опасные бои. Было трудно определить место нахождения противника. Нам, артиллеристам, порою приходилось внезапно оказываться под обстрелом немцев, затаившихся в оврагах и перелесках, вступать в бой со стрелковым оружием, не успев развернуть орудия. Потери в таких боях казались особенно обидными.

В ночь на 7 июля 1944 года на огневые позиции 1-го артдивизиона попала крупная группировка фашистов, пытаясь прорваться на запад. Немцы с отчаянием обреченных шли на орудийный огонь. Завязалась рукопашная схватка.  Бой завершили танкисты, пришедшие на помощь артиллеристам.

16 июля был освобожден город Гродно и форсирована река Немон. На западном берегу реки дивизии пришлось вести тяжелые бои.

Против нашего соединения враг бросил 3-ю танковую дивизию «СС» «Метрвая голова» совместно и боевой группой, в которую входили пять пехотных полков. При поддержке авиации и артиллерии враг перешел в контрнаступление и окружил нашу дивизию, отрезав ее от основных сил, не успевших еще переправиться через реку.

Дивизия приняла круговую оборону и вела бои в условиях полного окружения в течение пяти суток. Продовольствие и боеприпасы нам сбрасывали с самолетов.

Утром 23 июля на боевые позиции нашего артполка пошли танки, а в дивизионах нет ни одного снаряда. Это был самый критический момент. Невольно подумалось: «Ну вот, теперь все, фашисты нас сомнут!..» Но в это время сзади послышалась орудийная команда, это наши части прорвали оборону... На батарее успели подвезти снаряды и атака врага была отбита. К концу дня 23 июля немецкая группировка под Гродно была разгромлена, и дивизия совместно с силами 49-й Армии продолжила наступление.

Наши войска вышли к государственной границе и начали освобождение Польши.

В конце октября 1944 года войска подошли к границе Восточной Пруссии.

Закончил войну в Кенигсберге 9 апреля 1945 года.

О войне все не расскажешь: каждый ее день - это целая страница истории.

14 марта 1985 г.

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Читая эти яркие воспоминания, невольно погружаешься в атмосферу тех событий, начинаешь переживать за автора, за наших солдат. Будучи учителем, Сергей Матвеевич и сейчас доносит до нас уроки истории. Благодаря огромному, проделанному им при жизни труду, мы можем сегодня узнать много нового или взглянуть по-иному на те или иные факты, а память о нашем известном земляке навечно останется, в том числе в его документах на архивных полках.

Пользуясь случаем, муниципальный архив обращается к землякам с просьбой поделиться любыми интересными материалами (или их копиями), чтобы они могли стать всеобщим достоянием.  В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой копии документов могут быть приняты и в электронном виде. Наш электронный адрес: arxivinza@mail.ru,  

 тел/факс: (8-84-241)  2-53-30.

Заявления граждан о выдаче справок и копий документов также принимаются архивом как по электронной почте по указанному выше адресу, так и через Единый портал  государственных и муниципальных услуг.

    Поиск по сайту